Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 13 октября 2009 г. N А65-23496/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А65-23496/2008,
по заявлению индивидуального предпринимателя Петрова Валерия Геннадьевича, г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани о признании недействительным решения от 07.08.2008 N 13-01-21/13,
установил:
индивидуальный предприниматель Петров Валерий Геннадьевич (далее - Предприниматель, налогоплательщик, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 07.08.2008 N 13-01-21/13 в части доначисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 24127 руб., начисления пени в размере 4841,59 руб., привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 825,40 руб., доначисления единого социального налога (далее - ЕСН) в размере 74237,62 руб., начисления пени в размере 13968,35 руб., привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 9650,89 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.05.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт, считая, что суды неполностью выяснили обстоятельства дела. В судебном заседании представитель налогового органа уточнил требования жалобы и просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Предпринимателя доводы кассационной жалобы отклонил и просил оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.02.2006 по 31.12.2006, по результатам которой составлен акт от 07.07.2008 N 13-01-21/13. Рассмотрев данный акт и представленные на него налогоплательщиком возражения, а также другие материалы проверки заместитель начальника Инспекции вынес решение от 07.08.2008 N 13-01-21/13 о привлечении Предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа в сумме 8462,60 руб., неполную уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 56970,60 руб. и неполную уплату ЕСН в виде штрафа в сумме 18421,59 руб., по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неполное перечисление НДФЛ в виде штрафа в сумме 4929,40 руб. Этим же решением Предпринимателю предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 42313 руб., ЕСН в сумме 92107,95 руб., НДФЛ в сумме 284853 руб. и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 25983,16 руб., а также пени, начисленные на указанную недоимку.
Предприниматель не согласился с решением налогового органа в части и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для принятия решения в оспариваемой части послужил вывод налогового органа о том, что Предприниматель в проверяемый период необоснованно не включил в налоговую базу по ЕСН и НДФЛ сумму компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. По мнению Инспекции, данные выплаты установлены с нарушением действующего законодательства и таковыми не являются.
Абзацем 9 пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
В силу абзаца 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
В статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под компенсациями понимается денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Таким образом, названные выплаты являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным абзацем 9 пункта 3 статьи 217, абзацем 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на тяжелых работах, имеют право на получение компенсаций за вредные условия труда, которые устанавливаются коллективным договором или иным локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Компенсационные выплаты, установленные в статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации, не являются оплатой труда работников, предусмотренной статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Нормы названных компенсаций не определены действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, размер компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяется коллективными или трудовыми договорами.
Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда". При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 N 244 государственную экспертизу труда осуществляют Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные разрешать вопросы охраны труда.
В силу статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют инспекции труда профсоюзов, которые создаются общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право, в частности, проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. При выявлении профсоюзными инспекторами труда определенных нарушений трудового законодательства работодатели должны устранять такие нарушения и о результатах рассмотрения требований инспекторов докладывать соответствующему органу профсоюзной организации.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что спорные выплаты произведены на основании результатов независимой экспертизы оценки условий труда на рабочих местах Предпринимателя, проведенной Объединением профсоюзов "Российское объединение социальных технологий", и в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации Предприниматель принял решение о компенсационных выплатах работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включив указанные условия в коллективный договор.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций сделали правильный вывод о неправомерном включении Инспекцией в налоговую базу по ЕСН и НДФЛ спорных компенсационных выплат и обоснованно удовлетворили заявленное Предпринимателем требование.
Выводы судов сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, и им не противоречат. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. В этой связи принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А65-23496/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют инспекции труда профсоюзов, которые создаются общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право, в частности, проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. При выявлении профсоюзными инспекторами труда определенных нарушений трудового законодательства работодатели должны устранять такие нарушения и о результатах рассмотрения требований инспекторов докладывать соответствующему органу профсоюзной организации.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что спорные выплаты произведены на основании результатов независимой экспертизы оценки условий труда на рабочих местах Предпринимателя, проведенной Объединением профсоюзов "Российское объединение социальных технологий", и в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации Предприниматель принял решение о компенсационных выплатах работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включив указанные условия в коллективный договор."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2009 г. N А65-23496/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 1423/10
13.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-23496/2008
08.07.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4747/2009
13.05.2009 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-23496/08