Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 27 октября 2009 г. N А57-6544/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Саратовской таможни,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.06.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009 по делу N А57-6544/2009,
по заявлению открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" к Саратовской таможне о признании недействительным решения от 27.03.2009 N 11-0118/4352 об обязании возвратить сумму излишне уплаченных сборов в размере 400000 рублей,
установил:
открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" (далее - ОАО "ТНК-ВР Холдинг", Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Саратовской таможни от 27.03.2009 N 11-01-18/4352 об обязании возвратить сумму излишне уплаченных сборов в размере 400000 рублей.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 30.06.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009, заявленные требования удовлетворены.
Саратовская таможня с принятыми судебными актами не согласилась, обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе указывается, что декларирование товаров представляет собой подачу как временной, так и полной таможенных деклараций, соответственно, таможенные сборы должны уплачиваться каждый раз в случае принятия таможней декларации. В обоснование своей позиции Саратовская таможня в кассационной жалобе делает ссылку на введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 пункт 7.1, устанавливающий такой порядок.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя, полагая решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Саратовская таможня, будучи надлежаще уведомленной о дате, месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направила.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в период с января по февраль 2009 года ОАО "ТНК-ВР Холдинг" на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни было подано 4 временных периодических грузовых таможенных декларации на вывоз товаров собственного производства за пределы таможенной территории Российской Федерации N 10413070/150109/0000063, N 10413070/190109/0000119, N 10413070/010209/0000362, N 10413070/010209/0000363.
С 10 по 12 марта 2009 года ОАО "ТНК-ВР Холдинг" представило на Саратовский таможенный пост 4 полных грузовых таможенных декларации на товары, вывезенные в период с января по февраль 2009 года: N 10413070/100309/0001062, N 10413070/110309/0001092, N 10413070/110309/0001093 и N 10413070/120309/0001124.
При этом Общество платежным поручением от 29.12.2008 N 44668 уплатило аванс за таможенное оформление товаров по этим декларациям в общей сумме 149000000 руб.
Полагая, что у Общества отсутствует обязанность оплаты таможенных сборов при подаче полной грузовой таможенной декларации при применении процедуры периодического временного декларирования, ОАО "ТНК-ВР Холдинг" обратилось в Саратовскую таможню с заявлением от 17.03.2009 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных сборов в размере 400000 руб.
Саратовская таможня письмом от 27.03.2009 N 11-01-18/4352 отказала заявителю в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, мотивируя тем, что в связи с отсутствием в Таможенном Кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 однозначной нормы, определяющей порядок уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования товаров, установленного статьей 138 ТК РФ, взимание таможенных сборов за таможенное оформление следует осуществлять как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций.
Не согласившись с решением таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов ОАО "ТНК-ВР Холдинг" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд Саратовской области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что у ОАО "ТНК-ВР Холдинг" отсутствовала обязанность по оплате таможенных сборов за подачу полных деклараций.
Следовательно, уплаченные таможенные сборы подлежат возврату в соответствии со статьей 355 ТК РФ и Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления", как излишне уплаченные.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
По смыслу пункта 1 статьи 137 ТК РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 11 ТК РФ к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
Согласно статье 357.4 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
В соответствии со статьей 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации ставки таможенных пошлин установлены в Постановлении от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров".
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
В силу пунктов 2, 4 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
Поскольку сумма таможенных сборов, уплаченная при подаче таможенных деклараций, является излишне уплаченной в размере 400000 руб., установленные статьей 355 ТК РФ условия для возврата излишне уплаченных таможенных сборов Обществом были соблюдены, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Саратовской таможни законных оснований для отказа ОАО "ТНК-ВР Холдинг" в возврате таможенных платежей в оспариваемой сумме являются правильными.
Доводу Саратовской таможни о том, что сбор за таможенное оформление уплачивается при подаче как временной, так и полной таможенной декларации со ссылкой на пункт 7.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863, предусматривающий, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 данного Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации, дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанции, указавшими, что данный пункт был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220, в связи с чем не может применяться к рассматриваемым правоотношениям, которые возникли до его принятия.
В соответствии со статьей 4 ТК РФ, акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220, которым Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" дополнено пунктом 7.1, устанавливает новый порядок взимания таможенных сборов за таможенное оформление.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Правительства Российской Федерации" с 05.06.1996 акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 было официально опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 16.03.2009, в "Российской газете" - 17.03.2009.
В связи с неопределенностью с датой начала действия документа, связанной с первой официальной публикацией, письмом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 06.04.2009 N 01-11/14751 сообщается, что данный документ вступил в силу с 25.03.2009.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что данный пункт не может быть применен к рассматриваемой ситуации, так как Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 вступило в силу позже подачи Обществом таможенных деклараций в январе, феврале и марте 2009 года и не имеет обратной силы.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета.
Частью 1 статьи 418 ТК РФ установлено, что материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" содержит статью 59 "финансирование таможенных органов", согласно которой содержание таможенных органов является расходным обязательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает необходимым освободить Саратовскую таможню от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.06.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009 по делу N А57-6544/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2009 г. N А57-6544/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании