Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 18 ноября 2009 г. N А57-11519/2009
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 1411/10 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.08.2009 по делу N А57-11519/2009,
по заявлению индивидуального предпринимателя Сметанкиной Татьяны Александровны, г. Саратов, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова о признании незаконным постановления от 10.06.2009 N 04-15/27579,
установил:
индивидуальный предприниматель Сметанкина Татьяна Александровна (далее - ИП Сметанкина Т.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2009 N 159 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 10.08.2009 заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление административного органа признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным решением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на правомерность привлечения предпринимателя к административной ответственности.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 12.11.2009 был объявлен перерыв до 14 часов 16.11.2009.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 05.06.2009 должностными лицами Инспекции была проведена проверка ИП Сметанкиной Т.А. по вопросу работы с денежной наличностью и полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники за период с 01.05.2007 по 02.06.2009. В ходе проверки было установлено, что предпринимателем не ведется кассовая книга, оборотно-сальдовая ведомость по дебету счета 50 "Касса", в результате чего за период 01.05.2007 по 02.06.2009 не оприходованы денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовой техники в сумме 172285 рублей. Кроме того, выявлен факт нарушения порядка работы с денежной наличностью - отсутствие оборудованной комнаты, предназначенной для приема, выдачи и временного хранения денежной наличности, отсутствие сейфа (металлического шкафа) для хранения денег и ценностей.
По результатам проверки административным органом составлены акт проверки от 05.06.2009 N 13, протокол об административном правонарушении от 05.06.2009 N 0165, на основании которых вынесено постановление от 10.06.2009 N 159 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Признавая указанное постановление незаконным, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Основаниями для привлечения к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ являются нарушение требований работы с денежной наличностью и кассового обслуживания, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утверждено решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40) и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (утверждено Центральным банком Российской Федерации 05.01.1998 N 14-П) (далее - Положение ЦБ РФ N 14-П).
Указанные выше нормативные акты Центрального банка Российской Федерации устанавливают определенные обязанности, касающиеся оприходования в кассу денежной наличности, порядка хранения свободных денежных средств, для предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлена обязанность предприятий вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пункту 12 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в редакции постановлений от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36) (далее - постановление Госкомстата РФ N 88) утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, в том числе форма КО-4 "Кассовая книга".
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций (пункт 1.1) распространяются на юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц (пункт 2 в редакции от 03.05.2000 N 36 постановления Госкомстата РФ N 88).
Кроме того, кассовая книга как документ, применяемый для учета поступлений и выдачи наличных денег организаций в кассе, является документом бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет согласно статье 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.
Как правильно указано судом, действие Федерального закона N 129-ФЗ распространяется только на организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета) утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
Пунктом 4 указанного выше Порядка учета установлена обязанность индивидуальных предпринимателей по ведению учета доходов и расходов и хозяйственных операций путем фиксирования в книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Данный порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.
Постановлением Госкомстата РФ N 88 утверждены согласованные с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, которые введены в действие с 01.01.1999.
Пунктом 1.1 постановления Госкомстата РФ N 88 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, в том числе КМ-4 "Журнал кассира-операциониста". Указанные в пункте 1 постановления Госкомстата РФ N 88 унифицированные формы первичной документации распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики (пункт 2 постановления Госкомстата РФ N 88).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду форма КМ-4 "Журнал кассира-операциониста", утв. постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правильными выводы арбитражного суда о том, что обязанность по выполнению требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и Положения ЦБ РФ N 14-П, а также по надлежащему ведению унифицированной формы первичной учетной документации по учету кассовых операций - КО-4 "Кассовая книга", а также по надлежащему ведению унифицированной формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин - КМ-4 "Журнал кассира-операциониста" возложена на юридические лица всех форм собственности. Определенные обязанности по исполнению положений указанных выше Порядка учета и Положения ЦБ РФ N 14-П возлагаются также на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций: руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера, кассира).
На индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не возложена обязанность по ведению унифицированной формы первичной учетной документации: КО-4 "Кассовая книга" и другие обязанности, указанные Инспекцией в протоколе об административном правонарушении от 11.06.2009 и постановлении от 17.06.2009.
Порядок учета не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД). Индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, не обязаны вести книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Основанием для привлечения к ответственности предпринимателя послужило то обстоятельство, что им не оприходована денежная наличность.
Между тем вследствие отсутствия у ИП Сметанкиной Т.А. обязанности по оприходованию в кассу денежной наличности ее бездействие не является противоправным, а, следовательно, обоснован вывод суда о том, что предприниматель не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Утверждения подателя жалобы со ссылкой на положения пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации распространяется и на предпринимателей, судебная коллегия считает необоснованными.
В силу пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Приведенная правовая норма приравнивает индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам только в отношении норм Гражданского кодекса Российской Федерации, а среди них нет таких, которые регламентировали бы правила ведения кассовых операций.
Кроме того, в приведенной статье имеется договор "если иное не вытекает из закона, иных правовых актов". Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации и является таким "иным правовым актом", правила которого предназначаются для организаций и не распространяются на индивидуальных предпринимателей.
Письмо Центрального банка Российской Федерации от 17.06.2006 N 08-17/2540, на которое ссылается податель кассационной жалобы, нормативным правовым актом не является.
Иные доводы кассационной жалобы правильность выводов арбитражного суда не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.08.2009 по делу N А57-11519/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 ноября 2009 г. N А57-11519/2009
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 1411/10 настоящее постановление оставлено без изменения
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании