Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 18 марта 2010 г. по делу N А55-15432/2009
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 26 октября 2010 г. N А55-15432/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по делу N А55-15432/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЭД", г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВЭД" (далее - ООО "ВЭД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 13.07.2009 N 943 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и от 13.07.2009 N 17355 о привлечении ООО "ВЭД" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, своих представителей для участия в нем не направило.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав пояснения представителя инспекции, поддержавшего жалобу по доводам, приведенным в ней, изучив материалы, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.01.2009 ООО "ВЭД" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2008 года, в которой заявило сумму налога к возмещению в размере 4590805 руб., исчислило налоговые вычеты по разделу 3 (внутренний рынок) в размере 165173 руб. и налоговые вычеты по разделу 5 (расчет суммы налога по операциям реализации товаров обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым подтверждена) в размере 4569380 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации налоговым органом вынесено решение от 13.07.2009 N 17355 о привлечении к ООО "ВЭД" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неуплату НДС в виде взыскания штрафа в размере 28750 руб., начислении к уплате НДС в размере 143748 руб., уменьшении предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2008 года в сумме 276446 руб.
Одновременно налоговым органом вынесено решение от 13.07.2009 N 943 об отказе в возмещении НДС в размере 4590805 руб.
При проверке инспекция установила, что налогоплательщик осуществляет как операции по реализации товаров на экспорт, так и по реализации товаров на внутреннем рынке Российской Федерации, однако при этом у него отсутствует раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления указанных видов деятельности.
Налоговый орган установил, что отдельные субсчета по счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" для учета НДС по видам деятельности не ведется. Истребованный требованием о предоставлении документов от 29.01.2009 N 11-32/3390 расчет пропорции суммы НДС принимаемой к возмещению по внутреннему рынку и экспорту не представлен. В связи с указанным, налоговый орган пришел к выводу о невозможности определения точной суммы налога, подлежащей возмещению по разделу 3 и 5 налоговой декларации, и, соответственно, неправомерном заявлении налогоплательщиком к вычету и к возмещению из бюджета НДС в заявленных в декларации суммах.
ООО "ВЭД" не согласилось с решениями налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление).
Решением Управления от 02.09.2009 N 03-15/21039 апелляционная жалоба ООО "ВЭД" оставлена без удовлетворения.
Общество не согласилось с оспариваемыми решениями налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, указав, что применение налогоплательщиком вычетов по НДС не противоречит нормам законодательства о налогах и сборах, свидетельствует о правомерном использовании Обществом его права на налоговый вычет.
Суды, ссылаясь на материалы дела, пришли к выводу, что Общество в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, 29.12.2006 утвердило Положение об учетной политике ООО "ВЭД" для целей налогообложения на 2008 год, в связи с чем выводы об отсутствии раздельного учета сумм "входного" налога необоснованны.
В соответствии статьей 164 Кодекса при реализации товаров на экспорт обложение НДС по ставке 0% и возмещение НДС, уплаченного поставщикам, производится в порядке, предусмотренном статьей 176 Кодекса, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, и соблюдении требований, установленных статьями 171, 172 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при обретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 статьи 153 Кодекса установлено, что при применении налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемым по разным ставкам.
В силу пункта 10 статьи 165 Кодекса порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобожденных от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Кодексом не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике. При этом принятая у налогоплательщика методика учета "входного" НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров на экспорт. Эта часть "входного" налога подлежит возмещению в момент подтверждения факта вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды исходили из того, что налогоплательщиком принят Приказ об учетной политике ООО "ВЭД" для целей налогообложения на 2008 год, свидетельствующий о ведении раздельного учета сумм "входного" налога.
Однако из материалов дела следует, что названный документ не исследован, предметом оценки судов не явился, его положения (в части способа определения размера вычетов) на предмет соответствия действующему законодательству не проверены.
Между тем, из Приказа об учетной политике ООО "ВЭД" для целей налогообложения на 2008 год (т. 7, л.д. 23-26) не следует, что налогоплательщик закрепил в учетной политике какой-либо способ определения размера вычетов, в том числе, позволяющий обеспечить правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров на экспорт.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о правомерном применении налогоплательщиком вычетов по НДС, исходя из распределения налогоплательщиком НДС, принимаемого к вычету, по операциям по реализации на внутреннем рынке и на экспорт расчетным путем согласно утвержденной налоговой политике, основаны на разрозненном исследовании материалов настоящего дела.
Поскольку суды в нарушение статей 71, 168, 271 АПК РФ не дали всестороннюю оценку всем доказательствам и изложенным в оспариваемом решении доводам инспекции в их совокупности относительно отсутствия у Общества методики ведения раздельного учета и неправомерном заявлении им к вычету и возмещению из бюджета НДС за 4 квартал 2008 года, судебные акты подлежат отмене, и передаче дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы в их совокупности, предложить сторонам представить (при наличии) дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, а также распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по делу N А55-15432/2009 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2010 г. по делу N А55-15432/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании