Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 27 февраля 2010 г. по делу N А55-10094/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу N А55-10094/2009,
по заявлению открытого акционерного общества "Самараэнерго", г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области о признании незаконным бездействия,
установил:
открытое акционерное общество "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области, налоговый орган), выразившееся в невыдаче уведомления на основании сообщения о внесении изменения в сведения о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения - Тольяттинское отделение ОАО "Самарэнерго"; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области) внести изменения в сведения о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения Тольяттинского отделения ОАО "Самарэнерго".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009, заявленные требования удовлетворены.
В Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами обратились Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области и Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение всех обстоятельств дела, просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Самараэнерго" просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя общества, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 04.09.1995 общество было поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения - филиала в городе Тольятти, расположенного по адресу: 445011, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Горького, д. 27а.
ОАО "Самараэнерго" 29.01.2009 обратилось в Межрайонную ИФНС России N 2 по Самарской области с заявлением N 107/966 о внесении изменений в базу учета Единого государственного реестра юридических лиц по обособленному подразделению заявителя - Тольяттинское отделение вследствие изменения адреса местонахождения обособленного подразделения общества в г. Тольятти - 445011, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Горького, д. 3. Общество с 2001 года находилось на учете в налоговом органе.
Поскольку письменного ответа на заявление от налогового органа обществом не получено, общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 11, пунктом 1 статьи 83, пунктом 4 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации исходил из того, что поскольку изменение местонахождения обособленного подразделения произошло в пределах одного территориального образования, то налоговому органу достаточно было уведомления общества об изменении места нахождения его обособленного подразделения для снятия и постановки его на налоговый учет по новому адресу.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Судебная коллегия считает судебные акты законными и не подлежащими отмене.
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения их обособленных подразделений.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Пунктом 4 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если налогоплательщик изменил местонахождение, то необходимо провести процедуру снятия его с учета и постановки на учет, исходя из нового местонахождения, в течение 5 дней.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в данном случае - изменился лишь адрес обособленного подразделения в связи с окончанием срока аренды, занимаемого ранее помещения, при этом руководство, штатное расписание работников обособленного подразделения, функции последнего не изменились. Изменение местонахождения обособленного подразделения произошло в пределах одного территориального образования - Центрального района г. Тольятти - и оба адреса находятся в пределах компетенции одного налогового органа.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что налоговому органу достаточно было уведомления общества об изменении места нахождения его обособленного подразделения для снятия и постановки его на налоговый учет по новому адресу.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на неправильное применение судебными инстанциями статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации является необоснованной.
Данной нормой определяется порядок постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения и снятия с учета в случаях принятия решения о создании и прекращении деятельности подразделения.
В данном случае обособленное подразделение ОАО "Самараэнерго" не создавалось, решение о прекращении деятельности своего обособленного подразделения ОАО "Самараэнерго" не принимало. Налоговый орган располагал всеми документами, необходимыми для постановки на учет и выдачи соответствующего уведомления.
При таких обстоятельствах бездействие налогового органа правомерно признано судами незаконным.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу N А55-10094/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2010 г. по делу N А55-10094/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании