Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 22 марта 2010 г. по делу N А72-10375/2009
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 31 января 2011 г. N А72-10375/2009
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, главы муниципального образования "город Ульяновск",
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу N А72-10375/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа", г. Ульяновск, к главе муниципального образования "город Ульяновск", Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, о признании частично недействительным градостроительного плана земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - заявитель, ООО "Альфа", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области к главе муниципального образования "город Ульяновск" (далее - первый ответчик, глава), Комитету архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска (далее - второй ответчик, Комитет), с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании частично недействительным градостроительного плана земельного участка, площадью 0,5656 га, расположенного в Ленинском районе города Ульяновска на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого, кадастровый номер 73:24:041501:133, а именно: раздел первый "Чертеж градостроительного плана земельного участка" в той части, в которой он содержит дополнительные ограничения в использовании земельного участка под строительство зданий, строений, сооружений по сравнению с Проектом границ земельного участка, утвержденным постановлением главы города Ульяновска от 23.01.2006 N 175 "О предварительном согласовании ООО "Альфа" места размещения автотехнического комплекса на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого, в Ленинском районе"; об обязании второго ответчика подготовить и выдать заявителю раздел "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана земельного участка, не содержащий дополнительных ограничений по использованию земельного участка под строительство зданий, строений, сооружений по сравнению с Проектом границ земельного участка, утвержденным постановлением главы города Ульяновска от 23.01.2006 N 175 "О предварительном согласовании ООО "Альфа" места размещения автотехнического комплекса на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе"; об обязании первого ответчика утвердить подготовленный Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска раздел "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана земельного участка, не содержащий дополнительных ограничений по использованию земельного участка под строительство зданий, строений, сооружений по сравнению с Проектом границ земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме: признан частично недействительным градостроительный план земельного участка, площадью 0,5656 га, расположенного в Ленинском районе города Ульяновска на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого, кадастровый номер 73:24:041501:133, а именно: раздел первый "Чертеж градостроительного плана земельного участка" в той части, в которой он содержит дополнительные ограничения в использовании земельного участка под строительство зданий, строений, сооружений по сравнению с Проектом границ земельного участка, утвержденным постановлением главы города Ульяновска от 23.01.2006 N 175 "О предварительном согласовании ООО "Альфа" места размещения автотехнического комплекса на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе".
На Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска возложена обязанность подготовить и выдать ООО "Альфа" раздел "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана земельного участка на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого, кадастровый номер 73:24:041501:133, утвержденный главой муниципального образования "город Ульяновск", не содержащий дополнительных ограничений по использованию земельного участка под строительство зданий, строений, сооружений по сравнению с Проектом границ земельного участка, утвержденным постановлением главы города Ульяновска от 23.01.2006 N 175 "О предварительном согласовании ООО "Альфа" места размещения автотехнического комплекса на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе". На главу муниципального образования "город Ульяновск" возложена обязанность утвердить подготовленный Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска раздел "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана земельного участка, не содержащий дополнительных ограничений по использованию земельного участка под строительство зданий, строений, сооружений по сравнению с Проектом границ земельного участка.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2009 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска и глава муниципального образования "город Ульяновск" обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просили решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
В кассационной жалобе заявитель указал на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Альфа" просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 18.03.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 22.03.2010. После перерыва заседание продолжено в том же составе.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения и постановления, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, считает решение и постановление законными и не подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города Ульяновска от 23.01.2006 N 175 "О предварительном согласовании ООО "Альфа" места размещения автотехнического комплекса на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе" в том числе было:
- предварительно согласовано место размещения автотехнического комплекса на земельном участке площадью 5656,75 кв.м на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе (п. 1);
- утвержден акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка для размещения автотехнического комплекса (п. 2);
- разрешено ООО "Альфа" проведение проектных работ для строительства (п. 3);
Обществу следовало получить в Комитете архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска архитектурно-планировочное задание (п. 5.2).
Поскольку мэрия города Ульяновска длительное время не выдавала обществу градостроительный план земельного участка, ООО "Альфа" не имело возможность завершить выполнение проектной документации и, соответственно, обратиться за разрешением на строительство.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 10.11.2008 по делу N А72-4645/2008, оставленным в силе постановлением кассационной инстанции от 11.02.2009, обязал мэрию города Ульяновска подготовить и выдать ООО "Альфа" градостроительный план земельного участка на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе города Ульяновска.
16.04.2009 мэрия города Ульяновска выдала ООО "Альфа" градостроительный план земельного участка.
Однако в выданном градостроительном плане, в разделе "Чертеж градостроительного плана земельного участка", площадь и границы зоны допустимого размещения объекта существенно отличаются от зоны допустимого размещения объекта согласно Проекта границ земельного участка, который был утвержден постановлением главы города Ульяновска от 23.01.2006 N 175.
Проектом границ земельного участка предусматривалось размещение объекта на площади 2500 кв.м, зона обслуживания 3156,75 кв.м.
Чертеж же выданного градостроительного плана земельного участка допускает размещение объекта на площади примерно 1100 кв.м, что в два с лишним раза меньше, чем предусматривалось Проектом границ земельного участка.
Общество, считая, что градостроительный план земельного участка в части раздела "Чертеж градостроительного плана земельного участка", допускающего размещение объекта на земельном участке на площади меньшей и в иных границах, чем это предусматривалось Проектом границ земельного участка, утвержденным постановлением главы города Ульяновска от 23.01.2006 N 175, является не законным и нарушает его права на осуществление предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, правомерно исходили следующих материалов дела и норм права.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту 2 пункта 12 статьи 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
Пунктом 4 статьи 7 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90 в редакции от 12.12.2005 (далее - Правила землепользования) был урегулирован порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объектов. Согласно пункту 4 статьи 7 Правил землепользования в соответствии с протоколом заседании Комиссии (пункт 2.7) Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска обеспечивает: согласование акта о выборе земельного участка; разработку проекта границ земельного участка; подготовку заключения об ограничениях (обременениях) использования и застройки (в том числе и по нормативным срокам проектирования и строительства объекта), сервитутах земельного участка; готовит проект постановления мэра о предварительном согласовании места
размещения объекта и об утверждении акта выбора и проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта. Мэр города принимает постановление о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в его размещении по результатам согласования акта о выборе земельного участка.
Разработка проекта границ земельного участка при предварительном согласовании места размещения объекта предусмотрена Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (действующим на момент выдачи градостроительного плана), согласно которому, работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства включают в себя: составление карты (плана) объектов землеустройства, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.
Проект границ земельного участка утверждается наряду с актом выбора земельного участка при предварительном согласовании места размещения объекта. В Проекте границ земельного участка отражаются варианты размещения объекта строительства на земельном участке в зоне допускающей строительство с учетом существующих ограничений использования и застройки земельного участка. Вариант размещения объекта не может предусматривать размещение объекта строительства на той части земельного участка, строительство на которой запрещено (ограничено) по тем или иным правовым основаниям.
Зона допустимого размещения объекта и варианты его размещения на земельном участке имеют существенное значение, так как от них зависит ширина, длина, площадь, форма, пространственная ориентация и другие важные параметры будущего объекта строительства.
Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решением Ульяновской городской Думы от 26.03.2008 N 31 Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" изложены в новой редакции и приведены в соответствие с Генеральным планом города Ульяновска, который был утвержден Решением Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83.
Согласно статье 6 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", принятые до введения в действие настоящих Правил нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам; разрешения на строительство, реконструкцию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие настоящих Правил или изменений в них, являются действительными; решения Комиссии по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска, решения об утверждении проекта границ земельного участка, решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, решения о проведении проектных работ, решения о предоставлении земельных участков, принятые до введения в действие настоящих Правил или изменений в них, являются действительными и служат основанием для последующего принятия решений об утверждении проекта границ, о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка, выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Суды пришли к правильному выводу, что ответчики не вправе произвольно изменить в градостроительном плане зону допустимого размещения объекта по сравнению с зоной допустимого размещения объекта в ранее утвержденном Проекте границ земельного участка.
Площадь и местоположение зоны допустимого размещения объекта на градостроительном плане значительно сократилась по сравнению с проектом границ земельного участка. Существующие ограничения в использовании и застройке земельного участка были учтены на проекте границ земельного участка. Никаких изменений в расположении дорог и инженерных сетей не произошло, соответственно, не могли измениться и ограничения в застройке и использовании земельного участка.
При предварительном согласовании места размещения автотехнического комплекса ООО "Альфа" были получены необходимые согласования и технические условия.
Кроме того, вопросы нахождения на земельном участке объектов инженерной инфраструктуры и планирования размещения многоуровневой транспортной развязки исследовались Арбитражным судом Ульяновской области при рассмотрении дела N А72-7612/08 в котором было признано недействительным постановление главы г. Ульяновска от 08.10.2008 N 7520 "Об отмене постановления главы города Ульяновска от 23.01.2006 N 175 "О предварительном согласовании ООО "Альфа" места размещения автотехнического комплекса на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе".
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах суды правомерно, руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, удовлетворили заявленные требования.
Таким образом, выводы судов являются законными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно, всесторонне и объективно исследованы судебной коллегией, но подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не опровергают выводов судов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу N А72-10375/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2010 г. по делу N А72-10375/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании