Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 января 2010 г. по делу N А55-13686/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по делу N А55-13686/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000" (далее - ООО "СамараТрансАвто-2000", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - ТУ ФСФБН в Самарской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19 июня 2009 года N 36-09/342 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40000 руб. за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2009 заявление ООО "СамараТрансАвто-2000" удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено на том основании, что материалами дела не доказан факт административного правонарушения и вина общества в его совершении.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Выслушав представителя общества, отклонившего кассационную жалобу, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 264, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ТУ ФСФБН в Самарской области проведена проверка соблюдения ООО "СамараТрансАвто-2000" требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в ходе которой установлено нарушение требований валютного законодательства, выразившееся в несоблюдении установленных сроков представления в уполномоченный банк документов, являющихся формами учета по валютным операциям.
По результатам проведенной проверки административным органом 4 июня 2009 года составлен протокол об административном правонарушении N 36-09/342, на основании которого 19 июня 2009 года вынесено постановление N 36-09/342 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона.
В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).
Резидент представляет в банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 2.4 Положения).
Объективную сторону противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Как усматривается из материалов дела, 10 октября 2006 года общество (уполномоченный держатель карты) и компания "Inforkom West OU", Эстония (основной держатель карты) заключили соглашение N S-2005-К1010, в соответствии с условиями которого, основной держатель карты предоставляет уполномоченному держателю карты возможность использования карты euroShell для получения снабжения у поставщиков в странах, перечисленных в пункте 4.2 соглашения. Уполномоченный держатель карты оплачивает 100% стоимости полученных товаров и услуг, включая все сервисные сборы, указанные в пункте 6 Соглашения, не позднее 14 календарных дней от даты выпуска инвойса, на основании инвойсов, в валюте данного Соглашения, на счет основного держателя карты, без отчислений и удержаний, с обязательным указанием наименования Уполномоченного держателя карты и номера соглашения (пункт 7.1).
На основании соглашения от 10 октября 2006 года в уполномоченном банке - в филиале "Самарский" АКБ "Форштадт" (ЗАО), 11 апреля 2008 года ООО "СамараТрансАвто-2000" оформило паспорт сделки N 8040001/2208/0001/4/0.
Обществом в уполномоченный банк была представлена справка о подтверждающих документах от 8 июля 2008 года, а также: сводная ведомость от 18 марта 2008 года на общую сумму 4248,54 Евро, инвойс N 3602413, счета-фактуры N 11473319,3715941, 4D48388, сводная ведомость от 1 апреля 2008 года на общую сумму 6971,60 Евро, инвойс N 3602888, счета-фактуры N 1490056, 3719697, 4D58963 от 1 апреля 2008 года, сводная ведомость от 15 апреля 2008 года на общую сумму 7658,89 Евро, инвойс N 3603353, счета-фактуры N 14А2183, 3719697, 4D67314, сводная ведомость от 29 апреля 2008 года на общую сумму 5520,72 Евро, инвойс N 3603830, счета-фактуры N 14В1797, 3725390, 4D74374.
В графе 1 вышеназванной справки даты вышеназванных инвойсов и счетов-фактур указаны соответственно: 18 марта 2008 года, 1 апреля 2008 года, 15 апреля 2008 года, 29 апреля 2008 года.
По мнению административного органа, днем оформления сводных ведомостей, инвойсов и счетов-фактур следует считать 8 июля 2008 года, то есть день их получения обществом от иностранного контрагента.
Как правильно указали суды, поскольку сводные ведомости, инвойсы и счета-фактуры, как следует из их содержания, являются односторонними документами, следовательно, считаются оформленными с момента внесения в них соответствующих реквизитов и подписи лица, от чего имени они исходят. При этом, волеизъявления лица, которому адресованы данные документы не требуется. Таким образом, факт получения сводных ведомостей, инвойсов и счетов-фактур не имеет правового значения для определения даты составления этих документов. Доказательств того, что они были изготовлены в иное время, ТУ ФСФБН в Самарской области не представлено.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством правил и норм, что в контексте части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по делу N А55-13686/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 января 2010 г. по делу N А55-13686/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании