Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 12 февраля 2010 г. по делу N А55-8784/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Авиаль",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу N А55-8784/2008,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Авиаль" к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакор - самарский авиационный завод", открытому акционерному обществу "Авиакор - авиационный завод" о взыскании 70000000 руб., с участием третьих лиц - закрытого акционерного общества "Авиакор-сервис", общества с ограниченной ответственностью "Актау",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Авиаль" (далее - ООО Авиакомпания "Авиаль") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственность "Авиакор - самарский авиационный завод" (далее - ООО "Авиакор - самарский авиационный завод"), открытому акционерному обществу "Авиакор - авиационный завод" (далее - ОАО "Авиакор - авиационный завод") о солидарном взыскании убытков в сумме 1000000 руб. в связи с ненадлежащим исполнением договоров подряда от 15.05.2001 N 0233 и от 08.06.2005 N 4/88/09.
До вынесения решения по делу истец заявил об уточнении исковых требований и просит на основании статей 15, 209, 309, 322, 393, 702, 714, 1064, 1080, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскать солидарно с ООО "Авиакор - самарский авиационный завод" и ОАО "Авиакор - авиационный завод" в пользу ООО "Авиакомпания "Авиаль" причиненные убытки в размере стоимости утраченного самолета ТУ-154 Б82А544 - 10000000 долларов США по курсу Цетрального Банка Российской Федерации на день исполнения судебного решения (т. 4 л.д. 37), которые приняты судом первой инстанции согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции к участию в рассмотрении дела привлечены третьи лица - закрытое акционерное общество "Авиакор-сервис" и общество с ограниченной ответственностью "Актау".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2009 исковые требования удовлетворены в части взыскания с ОАО "Авиакор - авиационный завод" в пользу ООО "Авиакомпания "Авиаль" 2100000 руб. убытков, составляющих стоимость утраченного самолета ТУ-154 Б82А544.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 решение Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Авиакомпания "Авиаль" ставит вопрос об отмене решения Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2009 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11.02.2010 до 12 часов 00 минут.
Законность решения Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2009 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 проверена кассационной инстанцией в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены не найдено.
Как видно из материалов дела, между ООО "Авиакомпания "Авиаль" (заказчик) и ОАО "Авиакор - авиационный завод" (исполнитель) был заключен договор от 15.05.2001 N 0233, согласно которому исполнитель обязался выполнить на самолетах ТУ-154 Б, заводские номера 9А326, 81А473, 82А544, 81А474, 82А531, работы по переоборудованию данных самолетов в российский вариант, выполнению комплекса бюллетеней, техническому обслуживанию в объемах и в сроки, указанные в приложении N 1 к настоящему договору (т. 1 л.д. 7).
В рамках указанного договора по акту от 11.10.2001 истец направил ОАО "Авиакор - авиационный завод" для осуществления предусмотренных договором работ самолет ТУ-154 Б со следующими данными: заводской номер - 82А544, год изготовления - 06.1982, налет с начала эксплуатации - 25611 часов, налет после последнего ремонта - 8181 часов, посадки с начала эксплуатации - 12967, посадки после последнего ремонта - 4387, количество ремонтов - 2 (т. 1 л.д. 12-17).
Ответчиками эти обстоятельства не оспариваются.
В договоре от 15.05.2001 N 0233 регламентированы права и обязанности сторон, в том числе в пункте 4 - объемы и цена работ (указано об обязанности заказчика предоставить исполнителю дополнительные технические условия на переоборудование самолетов, утвердить у разработчика перечень бюллетеней, выполняемых на каждом самолете в отдельности, что является неотъемлемой частью договора), в пункте 5.2 договора установлен порядок платежей: внесение аванса в размере 50% от стоимости работ заказчиком не позднее 10 дней до согласованной даты перегона самолета на базу исполнителя и оплата оставшейся части стоимости работ исполнителю не позднее 15 дней с согласованной даты перегона самолета на базу исполнителя.
В пункте 9.1 данного договора стороны установили, что настоящий договор вступает в силу со дня его подписания полномочными представителями заказчика и исполнителя и действует до исполнения сторонами своих обязательств.
Судебными инстанциями из акта сдачи-приемки от 11.10.2001 и акта оценки технического состояния самолета установлено, что в процессе приемки самолета выявлены технологические нарушения (т. 1 л.д. 52). Эти нарушения отражены в ряде составленных ведомостях и не оспариваются сторонами.
Заказчик также обязался решить вопрос до 15.10.2001 по выполнению не выполненных бюллетеней на самолете ТУ-154 Б 82А544. Также стороны установили, что заказчик до 20.10.2001 оформит решение Главного конструктора и ГосНИИ о продлении или замене ПКИ не обеспечивающих продление ресурса самолета до 8 лет и 5 месяцев; заказчик обязуется решить вопрос о продлении межремонтного календарного срока эксплуатации двигателей НК-8-2У N2 А82У111054 и А82У133122 до 31.10.2001.
Истец взятые им на себя обязательства в процессе оформления и сдачи самолета не опровергал.
Однако доказательства, подтверждающие выполнение истцом вышеуказанных требований, в судебные инстанции не представлены.
Далее, из материалов дела следует, что между истцом и ООО Авиакор - самарский авиационный завод" заключен договор от 08.06.2005 N 04/88/05 на выполнение работ на самолете Ту-154 Б, заводской номер 82А544, по переоборудованию данного самолета в российский вариант, выполнение комплекса бюллетеней (т. 1 л.д. 38).
Письмами от 27.07.05 N 102/42 и от 08.07.06 N 102/77 ООО "Авиакор - самарский авиационный завод" сообщило, что на спорном самолете произведены демонтажные и подготовительные работы к переоборудованию его в российский вариант. Однако работы на данном самолете остановлены, так как ООО "Авиакомпания "Авиаль" не поставлены необходимые комплектующие изделия (пункт 1 приложения N 1 к договору от 08.06.2005 N 04/88/05). Одновременно ООО "Авиакор - самарский авиационный завод" просило срочно проинформировать о сроке представления ему программы по продлению ресурса самолета (т. 1 л.д. 42, 43).
Судебными инстанциями установлено, что данные требования ООО "Авиакомпания "Авиаль" не выполнило и соответствующие доказательства не представило.
В пункте 3 данного договора контрагенты установили, что продолжительность работ на самолете составляет 60 календарных дней, считая от даты подписания акта приемки самолета для производства работ до дачи подписания акта сдачи самолета после производства работ.
На основании изложенного, судебные инстанции правомерно указали, что истец, как заказчик, не выполнил со своей стороны все условия договора по предоставлению необходимой и согласованной документации, по оплате работ, тем самым, создав для исполнителей условия, в которых невозможно в полном объеме осуществить все подрядные работы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2007 по делу N А40-9500/07 установлено, что в связи с нарушением ООО "Авиакомпания Авиаль" условий оплаты, предусмотренных пунктом 5.2 вышеуказанного договора ОАО "Авиакор - авиационный завод" приняло ТУ-154 Б 82А544 на ответственное хранение (т. 1 л.д. 23-26, 83-92).
В связи с этим доводы истца о том, что ответчиками незаконно удерживалось его имущество обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку истцом не представлено ни одного документами, которым он предлагал бы ответчикам возвратить ему самолет в течение 2001-2007 годов.
Более того, нарушения со стороны заказчика - истца подтверждены судебными актами Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-11186/02 (т. 1 л.д. 101), по делу N А40-9500/07 от 05.10.2007, которыми с истца - ООО "Авиакомпания "Авиаль" взыскано в пользу ОАО "Авиакор - авиационный завод" задолженность по договору подряда от 15.05.2001 N 0233, суммы за ответственное хранение самолетов ТУ-154 Б заводские номера 531 и 544.
Письмом от 07.05.2008 N 123/153 ООО "Авиакор - самарский авиационный завод" уведомило ООО "Авиакомпания Авиаль" об одностороннем отказе от исполнения данного договора, в связи с тем, что передача воздушного судна истцом не оформлена и истец не предоставил ООО "Авиакор - самарский авиационный завод" техническую документацию, предусмотренную договором (т. 1 л.д. 54).
Учитывая, что в процессе исполнения договоров подряда в течение нескольких лет, истец со своей стороны не выполнял взятые на себя обязательства, не принял надлежащих мер для передачи технической документации экспертам для оценки рыночной стоимости самолета (т. 2 л.д. 31), судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении требований истца о взыскании в виде убытков стоимости не возвращенного самолета ТУ-154 Б 82А544 в размере 10 миллионов долларов США.
Более того, судебными инстанциями обоснованно отмечено, что по настоящему делу определением Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2008 были назначены судебно-техническая экспертиза и судебно-бухгалтерская экспертиза самолета ТУ-154 Б 822А544, которые не были проведены, в связи с отсутствием всех необходимых документов, технического состояния исследуемого объекта и его разукомплектованием, что отражено в определении суда первой инстанции от 15.06.2009.
Далее, письмами от 03.04.2008 N 123/104 и от 25.03.2008 N 123/85 ОАО "Авиакор - авиационный завод" уведомило ООО "Авиакомпания "Авиаль" об одностороннем расторжении договора подряда от 15.05.2001 N 0233 и потребовало забрать самолет Ту-154 Б 82А544 в течение 30 дней с момента получения данного уведомления (т. 3 л.д. 44, 45).
Данное уведомление получено ООО "Авиакомпания "Авиаль" 10.04.2008, что подтверждается материалами дела.
Действия ответчиков соответствуют требованиям статьи 899 Гражданского кодекса Российской Федерации.
15.05.2008 ОАО "Авиакор - авиационный завод" уведомило ООО "Авиакомпания "Авиаль" о проведении 17.06.2008 открытого аукциона по продаже самолета Ту-154 Б 82А544.
Только после получения сообщения об уже назначенном аукционе, ООО "Авиакомпания "Авиаль" телеграммой от 24.05.2008 просило согласовать время и дату возврата ООО "Авиакомпания "Авиаль" переданного в 2001 году самолета Ту-154 Б 82А544 (т. 2 л.д. 10).
Одновременно ООО "Авиакомпания "Авиаль" потребовало от ОАО "Авиакор - авиационный завод" прекратить все действия по отчуждению указанного воздушного судна (т. 2 л.д. 10, 11).
Открытый аукцион по продаже воздушного судна Ту-154 Б 82А544 был проведен ОАО "Авиакор - авиационный завод" 17.06.2008.
Судебные инстанции пришли к верному выводу об отсутствии нарушений в действиях ответчиков при проведении аукциона по продаже спорного самолета исходя из следующего.
Согласно протоколу о результатах открытого аукциона от 17.06.2008 начальная цена продажи составила 2000000 руб., итоговая цена - 2100000 руб. Победителем данного аукциона признано ЗАО "Авиакор-сервис". На основании протокола о результатах открытого аукциона ОАО "Авиакор - авиационный завод" передало, а ЗАО "Авиакор-сервис" приняло в собственность воздушное судноТу-154 Б 82А544, год изготовления: 06.1982, негодно к эксплуатации, о чем свидетельствует акт приема-передачи от 17.07.2008 (т. 1 л.д. 147, т. 2 л.д. 94, т. 3 л.д. 11).
В дальнейшем, ЗАО "Авиакор-сервис" заключило договор от 22.09.2008 N АС-АИ/339 с ООО "Актау", согласно которому поставщик (ЗАО "Авиакор-сервис") обязуется передать покупателю (ООО "Актау") авиационные двигатели НК-8-2У N А822212020, А822193042, А82У84289, А82У163048, А82У111054, А82У133122, бывшие в эксплуатации, а покупатель оплатит и примет товар по стоимости, не превышающей сумму, полученную на аукционе (т. 2 л.д. 80, 99, т. 3 л.д. 8, 26-43).
Истец в обосновании своих требований о взыскании убытков ссылается на нанесенный ему ущерб в виде утраты самолета (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации) и просит взыскать его стоимость, следовательно, судебные инстанции в соответствии с предметом иска и на основании доказательств, представленных в основание исковых требований, пришел к правомерному выводу, что в отсутствии иных надлежащих доказательств, стоимостью утраченного истцом самолета необходимо считать сумму, полученную от реализации его на аукционе и перечисленную покупателем ОАО "Авиакор - авиционный завод" в размере 2100000 руб., в связи с чем, вывод судов о взыскании указанной суммы с ответчика в пользу истца является правомерным.
Отмечается также, что право собственности истца на спорное воздушное судно подтверждается представленной копией договора от 13.04.2001 N 106647/305/1/154/2001 с MALEV Hungarian Airlines Ltd (1051 Budapest) (т. 1 л.д. 49-53) и ответчиками не оспаривается. Воздушное судно 1982 года выпуска, срок службы - 21 год (т. 1 л.д. 104), с 25.04.2001 эксплуатировалось истцом. Согласно акту оценки технического состояния судна на 18.01.2008 самолет находится в разукомплектованном состоянии и непригоден к технической эксплуатации (т. 1 л.д. 48). Спорное воздушное судно приобретено на основании договора от 13.04.2001, ориентировочной стоимостью 2726000 руб. (т. 1 л.д. 49). В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации утрата имущества также относится к понятию понесенных лицом убытков.
Судебные инстанции верно отметили, что ОАО "Авиакор - авиационный завод" письмом от 09.10.2008 запрашивало у ООО "Авиакомпания "Авиаль" реквизиты банковского счета для перечисления суммы, вырученной от продажи на аукционе воздушных судов ТУ-154 Б 82А544 и ТУ-154 Б 79А326 (т. 4 л.д. 115), следовательно, признавал необходимость возмещения утраченной истцом собственности.
Доказательств того, что из суммы 2100000 руб., полученной от реализации самолета, необходимо вычесть суммы, причитающиеся хранителю и его расходы на продажу, ответчики с надлежащим расчетом не представили.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законных и обоснованных решения Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу N А55-8784/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2010 г. по делу N А55-8784/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании