Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 2 декабря 2009 г. по делу N А65-10830/07
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 14 ноября 2008 г. N А65-10830/07
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство", г. Нижнекамск,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу N А65-10830/07,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим", г. Нижнекамск, к открытому акционерному обществу "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство", г. Нижнекамск, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, г. Казань, Управления антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, исполнительного комитета муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район", г. Нижнекамск, закрытого акционерного общества "Независимая консалтинговая группа "2К-Аудит-Деловые консультации", г. Казань, о взыскании 21360564 руб. 37 коп. долга, 3452459 руб. 10 коп. процентов,
установил:
открытое акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" (далее - истец, ОАО "Нижнекамскнефтехим") обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Татарстан к открытому акционерному обществу "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" (далее - ответчик, ОАО "ВКЭХ") при участии в качестве третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, Управления антимонопольной службы по Республике Татарстан, исполнительного комитета муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район", закрытого акционерного общества "Независимая консалтинговая группа "2К-Аудит-Деловые консультации" о взыскании 21360564 руб. 37 коп. долга и 3452459 руб. 10 коп. процентов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 в иске отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.11.2008 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2008 по делу N А65-29529/2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2008 удовлетворены исковые требования ОАО "Нижнекамскнефтехим" к ОАО "ВКЭХ" о взыскании 4483678 руб. 92 коп. долга. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2009 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
По делу N А65-26291/2008 истец обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ОАО "ВКЭХ" о взыскании долга и процентов.
Определениями от 20.03.2009, 23.04.2009 суд на основании пунктов 2, 4 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд объединил в одно производство дела N А65-10830/2007, А65-26291/2008 и А65-29529/2007, присвоив общий регистрационный номер А65-10830/2007.
Представитель истца в судебном заседании от 10.06.2009 исковые требования поддержал, просил взыскать с ответчика 21360564 руб. 37 коп. долга и 3452459 руб. 10 коп. процентов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2009 иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 479474 руб. 34 коп. процентов, 1932 руб. 35 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 указанное решение отменено, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе ответчик просит постановление апелляционного суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оставить в силе решения суда первой инстанции.
Представитель ответчика доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель истца просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Представитель Управления антимонопольной службы Республики Татарстан считает, что апелляционным судом были неправильно применены нормы материального права. В то же время, по его мнению, выставляемая ОАО "Нижнекамскнефтехим" цена на водоотведение в размере 5,23 руб. не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов. Хозяйствующие субъекты, в том числе занимающие доминирующее положение на рынке, вправе (и должны) выполнять работы (оказывать услуги) при условии обеспечения уровня рентабельности достаточного для своего развития и обеспечения экономической целесообразности выполнения работ (услуг).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 11 час. 45 мин. 02.12.2009 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между сторонами заключен договор от 01.03.2006 N 50003947, в редакции протокола разногласий, по которому ОАО "Нижнекамснефтехим" оказывает услуги ОАО "ВКЭХ" по очистке коммунальных и хозфекальных стоков.
Согласно пункту 3.1 договора, месячный объем принятых на очистку стоков оформляется двухсторонним актом.
Стороны в пункте 1.4 договора установили, что оплата оказанных услуг производится по ценам, установленным ОАО "Нижнекамскнефтехим" подтвержденным экспертной организацией - закрытым акционерным обществом "Независимая консалтинговая группа "2К-Аудит-Деловые консультации".
В 2006 году установлены цены на очистку сточных вод - 3,91 руб., которые оплачены в полном объеме.
В 2007 году экспертной организацией проведена финансовая экспертиза стоимости оказываемых услуг, установленных ОАО "Нижнекамскнефтехим" (пункт 1.4 договора), по результатам которой установлено, что экономически обоснованной является цена на очистку сточных вод в размере 5,23 руб. (письмо от 18.08.2006 N 18/08-01).
Ответчик не согласился оплачивать услуги по указанной цене, ссылаясь на Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организацией коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в зависимости от территориальной сферы их деятельности, а также в соответствии с предельным индексом и надбавками, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливают либо органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции.
Суд первой инстанции, сделав вывод об обязательности расчета за оказанные услуги в соответствии с тарифом, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны ошибочными.
При этом апелляционный суд исходил из того, что ответчиком не оспорен факт оказания ему в спорный период услуг ответчиком. Доказательств погашения ОАО "Нижнекамскнефтехим" предъявленной ко взысканию задолженности ответчиком не представлено.
По мнению апелляционного суда, отсутствие нормативно установленных тарифов, притом, что цена договора согласована сторонами, не может иметь решающего значения при взыскании задолженности за потребленную воду. Этот вопрос подлежал бы исследованию при недостижении сторонами соглашения о цене договора. Стоимость услуг по очистке сточных вод согласована сторонами в пункте 1.4 договора, который не расторгнут и не признан недействительным в судебном порядке. Выводы апелляционного суда основаны на положениях статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению апелляционного суда, оказывать услуги ОАО "ВКЭХ" по цене ниже себестоимости у ОАО "Нижнекамснефтехим" оснований не было.
Ответчиком не представлено доказательств, что установленная истцом цена является экономически необоснованной.
Проведенной финансовой экспертизой установлено, что цены ОАО "Нижнекамскнефтехим" за услугу по очистке стоков признаны экономически обоснованными в размере 5,23 руб. Себестоимость оказываемых услуг составляет 5,14 руб. за 1 куб. м; 00,9 руб. за 1 куб. м составляет рентабельность предприятия, состоящая из прочих расходов и прибыли, не включаемой в себестоимость.
Выводы апелляционной инстанции мотивированы также тем, что ОАО "Нижнекамскнефтехим" осуществляет лишь транспортировку хозпитьевой воды и очистку стоков, соответственно не осуществляет водоснабжение и водоотведение, так как они предусматривают комплекс работ по передаче воды абонента и приемки сточных вод абонентов.
Удовлетворяя иск, апелляционный суд руководствовался статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия постановление суда апелляционной инстанции считает подлежащим отмене, кассационную жалобу подлежащей удовлетворению
Статья 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" содержит основные понятия тарифов. Под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса законодатель предусматривает ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; под ценами (тарифами) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Статья 17 названного Закона указывает на государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок, который осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органами регулирования субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанные органы вправе проводить проверки обоснованности установления и изменения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей. Указанные предельные индексы могут устанавливаться на срок более одного года. Досрочный пересмотр утвержденных предельных индексов допускается по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.
Система норм Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ не предусматривает иного порядка установления тарифов на услуги по очистке коммунальных и хозбытовых стоков для организаций коммунального комплекса. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В силу пункту 2 статьи 1, пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организацией коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в зависимости от территориальной сферы их деятельности, а также в соответствии с предельным индексом и надбавками, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливают либо органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции.
Судом первой инстанции установлено, что истец в границах г. Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан является единственной организацией, оказывающей услуги по приему и очистке коммунальных и хозбытовых стоков, поступающих от водопользователей. Основным заказчиком услуг является ответчик, абонентами которого являются население (77%), бюджетные организации (9%), прочие организации (4%).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 от 30.12.2004 N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Судом установлено, что ответчик является организацией коммунального комплекса. Истец являясь, единственным предприятием в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе, осуществляющим очистку коммунальных и хозфекальных стоков, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ подпадает под регулирование тарифов, в связи с чем обязан был обратиться в регулирующий орган для установления тарифов на оказание ответчику услуг по приему и очистке сточных вод. Ответчику дотация из бюджета для покрытия разницы в ценах не выделялась.
Истец в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ в регулирующий орган для установления тарифов на оказание ответчику услуг по приему и очистки сточных вод не обращался.
В материалах дела имеется требование главы муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" к руководителю истца о приведении тарифов в соответствии с приказом Федеральной службы тарифов от 20.10.2006 N 168-э/3, предписания МСА и ЖКХ РТ от 18.10.2006.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Приказ Федеральной службы по тарифам от 1 августа 2006 г. N 168-э/3
Тарифы на товары и услуги утверждены муниципальным образованием город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в сумме 4 руб. 38 коп. за водоотведение.
Учитывая вышеизложенное, требование истца о взыскании с ответчика 21360564 руб. 37 коп. долга судом первой инстанции отклонено.
Требование истца о взыскании процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворено судом первой инстанции частично, с учетом тарифов, утвержденных муниципальным образованием.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах права и материалах дела. Принятое судом первой инстанции решение судебная коллегия считает законным.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины по кассационной жалобы относится на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу N А65-10830/07 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2009 по этому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2009 г. по делу N А65-10830/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании