Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 января 2010 г. по делу N А06-2106/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области, г. Ахтубинск,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу N А06-2106/2009,
по заявлению открытого акционерного общества "Бассоль", г. Астрахань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области, г. Ахтубинск, о признании недействительным в части решения налогового органа от 20.01.2009 N 10-20/714/11492, участием третьих лиц - правительства Астраханской области, Государственное учреждение Астраханской области "Дирекция для обеспечения функционирования государственного природного заказчика "Богдинско-Баскунчакский", пос. Нижний Баскунчак, Астраханская область, территориальный (межрайонный) отдел N 1 по Ахтубинскому району и ЗАТО г. Знаменск управления Роснедвижимости по Астраханской области, территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области, г. Астрахань, общества с ограниченной ответственностью "УК "Руссоль",
установил:
открытое акционерное общество "Бассоль" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 20.01.2009 N 10-20/714/11492 с учетом изменений, внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области, в части доначисления земельного налога за 3-й квартал 2008 года в размере 439291 руб.
К участию в деле, в качестве третьих лиц привлечены: правительство Астраханской области, Государственное учреждение Астраханской области "Дирекция для обеспечения функционирования государственного природного заказчика "Богдинско-Баскунчакский", пос. Нижний Баскунчак, Астраханская область, территориальный (межрайонный) отдел N 1 по Ахтубинскому району и ЗАТО г. Знаменск управления Роснедвижимости по Астраханской области, территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области, г. Астрахань, общество с ограниченной ответственностью "УК "Руссоль",
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.07.2009 заявленные требования удовлетворены частично: решение инспекции от 20.01.2009 N 10-20/714/11492 признано недействительным в части начисления обществу земельного налога за 3-й квартал 2008 года в размере 393785,40 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа от 20.01.2009 N 10-20/714/11492 в размере 393785,40 руб., полагая, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции без удовлетворения, указывая на необоснованность и несостоятельность приведенных в ней доводов.
В судебное заседание 14.01.2010 представители общества, третьих лиц не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы.
Общество ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель инспекции повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе. В заседании суда в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 13 часов 20 минут 21.01.2009. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителя инспекции, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 3-й квартал 2008 года, представленной обществом, составлен акт от 21.11.2008 N 10-20/714 и принято решение от 20.01.2009 N 10-20/714/11492, согласно которому в привлечении общества к налоговой ответственности отказано, ему предложено уплатить земельный налог в сумме 2210748 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 54550,74 руб.
Основанием для доначисления налога послужил вывод инспекции о том, что общество в представленном налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 года занизило налогооблагаемую базу в связи с неверным указанием кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области" (далее - постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П), тогда как в 2008 году в целях налогообложения должна быть применена кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2005 N 214-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области".
Кроме этого, по мнению налогового органа, не соответствуют действительности данные общества о том, что земельный участок с кадастровым номером 30:01:060301:9 имеет категорию земель "особо охраняемые территории" и, соответственно, кадастровую стоимость 62041200 руб., поскольку по данным Управления Роснедвижимости данный земельный участок имеет категорию земель - "земли промышленности" и его кадастровая стоимость до принятия постановления Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П составляла 568481166 руб.
Общество обжаловало решение инспекции от 20.01.2009 N 10-20/713/11490 в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области, который решением от 23.03.2009 N 86-Н изменил обжалуемое решение путем уменьшения подпункта 3.1 пункта 3 резолютивной части на 1771418 руб., пункта 2 резолютивной части на 54550,74 руб. Таким образом, в результате внесенных изменений сумма взыскиваемой недоимки по земельному налогу составила 439291 руб., размер пени - 0 руб.
Не согласившись с решением инспекции, с учетом изменений, внесенных управлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части 439291 руб. налога.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для начисления земельного налога за спорный период в размере 393785,40 руб., поскольку площадь, занимаемая государственным заповедником "Богдинско-Баскунчакским" в размере 16483 га и озером "Баскунчак" в размере 12005 га, не признается объектом налогообложения по земельному налогу.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов в указанной части.
Как следует из материалов дела, общество на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком общей площадью 32442 га, из которых 17827 га занято пастбищами, 12005 га - водным объектом, 35 га - древесно-кустарниковыми насаждениями, 2,575 га - прочими землями (свидетельство о государственной регистрации от 29.07.1999 N 30 серии АВ 0010444). Непосредственно землями Государственного природного заповедника "Богдинско-Баскунчакский" занята площадь 16483 га.
11.05.2004 территориальным управлением министерства имущественных отношений Российской Федерации по Астраханской области издано распоряжение N 59-р о предоставлении ФГУ "Государственный природный заповедник "Богдинско-Баскунчакский" находящегося в федеральной собственности земельного участка, занятого государственным природным заповедником "Богдинско-Баскунчакский" площадью 18524,7 га (т. 2, л.д. 19). На данный участок, имеющий кадастровый номер 30:01:060301:001 и назначение - "земли особо охраняемых природных территорий", 27.04.2007 было зарегистрировано право постоянного (бессрочно) пользования, о чeм выдано свидетельство N 30 серии АА 146931.
Между тем, как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, решением территориального отдела Управления Роснедвижимости по Астраханской области от 14.11.2008 N 1820 исправлена техническая ошибка в кадастровых сведениях: декларированная площадь земельного участка ОАО "Бассоль" с кадастровым номером 30:01:060301:9 определена в размере 15959 га, с изменением удельного показателя по категории земель на земли промышленности - 16,1 руб./кв. м.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 24.03.2009 по делу N А06-7537/2008 решение территориального отдела Управления Роснедвижимости по Астраханской области от 14.11.2008 N 1820 было признано недействительным в части удельного показателя по категории земель промышленности в размере 16,1 руб./кв. м. То есть правомерность исправления площади земельного участка с кадастровым номером 30:01:060301:9 с 32442 га на 15959 га подтверждена в судебном порядке.
На основании сведений, представленных Управлением Роснедвижимости по Астраханской области, судами установлено, что земельный участок ОАО "Бассоль" с кадастровым номером 30:01:060301:9 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадь 15959 га, кадастровая стоимость 244890855 руб.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о необоснованном исчислении инспекцией авансового платежа по земельному налогу, исходя из площади земельного участка с кадастровым номером 30:01:060301:9 от кадастровой стоимости 32442 га в размере 497536633 руб. с применением налоговой ставки 1,5%, установленной для земель промышленности.
В этой связи ссылку заявителя жалобы на отсутствие у налогового органа оснований для применения кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной, исходя из размера измененной площади, судебная коллегия находит подлежащей отклонению.
Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации Астраханской области от 01.07.1994 N 189 был создан государственный природный заповедник "Богдинско-Баскунчакский" площадью 18487 га. Из постановления главы администрации г. Ахтубинска и Ахтубинского района от 09.12.1994 N 1162 "Об организации государственного природного заповедника "Богдинско-Баскунчакский" видно, что заповедник создан на земельном участке акционерного общества открытого типа "Бассоль" площадью 16483 га и Богдинской опытной станции площадью 1995 га.
Пунктом 2 названного постановления в связи с образованием государственного природного заповедника "Богдинско-Баскунчакский" общество освобождено от уплаты земельного участка на земельный участок общей площадью 16483 га.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.1997 N 1445 в Астраханской области был организован государственный природный заповедник "Богдинско-Баскунчакский".
С учeтом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество не является плательщиком земельного налога за земли, занятые заповедником.
Обоснован вывод судов и об исключении из налогооблагаемой базы по земельному налогу водного объекта - озера "Баскунчак" площадью акватории 137,44 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 30:01:060301:9.
В соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации озера относятся к поверхностным водотокам, согласно пункту 3 названной статьи поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, то есть поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
Судами на основании материалов дела установлено, что озеро "Баскунчак" используется ОАО "Бассоль" на основании лицензии на водопользование от 12.09.2006 серии АСТ N 00279 (т. 1, л.д. 81-83) и договора пользования водными объектами от 21.12.2006 (т. 1, л.д. 33-35).
Следовательно, в силу статьи 7 Водного кодекса Российской Федерации общество является участником водных правоотношений, регулируемых водным законодательством.
В силу пункта 2 статьи 333.8 Кодекса организации и физические лица, которые используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации (то есть после 01.01.2007), водный налог не уплачивают.
Таким образом, поскольку договор пользования водными объектами заключен 21.12.2006 за использование водного объекта водопользователь уплачивает водный налог в соответствии с главой 25.2 Кодекса.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали доначисление земельного налога на земли под водой площадью 12005 га незаконным.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование правомерности начисления земельного налога за землю под озером Баскунчак, противоречат положениям статьи 333.8 Кодекса.
Уплата обществом земельного налога в оспариваемой сумме при наличии у налогоплательщика обязанности уплачивать водный налог на основании статьи 333.8 Кодекса приведет к двойному налогообложению, что противоречит принципам справедливого и соразмерного налогообложения, вытекающим из статьи 1, статьи 55 и статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы, изложенные инспекцией в жалобе, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу N А06-2106/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области, г. Ахтубинск, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 января 2010 г. по делу N А06-2106/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании