Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 1 декабря 2009 г. N А55-3785/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 декабря 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 по делу N А55-3785/2009,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия, при участии третьих лиц - открытого акционерного общества "Самарский речной порт", г. Самара, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, г. Самара,
установил:
решением Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2009 отказано в удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 4 декабря 2008 г. N 01/162/2008-762 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 30647 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары, и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 решение суда отменено, требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области удовлетворено. Суд признал недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 4 декабря 2008 г. N 01/162/2008-762 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 30647 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары, и обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 30647 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары.
В кассационной жалобе Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области просит отменить постановление арбитражного апелляционного суда, оставить в силе решение суда от 02.06.2009.
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованного судебного акта, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, согласно представленным по делу выпискам из реестра федерального имущества следует что в собственности Российской Федерации находятся следующие объекты недвижимости:
- сооружение - благоустройство территории под кранами "Альбатрос" (В. Мол);
- сооружение - мол бухты Новой Гавани (В. Мол);
- сооружение - подкранные пути (В. Мол).
В порядке пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) 23 июля 2008 г. заявитель обратился в регистрирующий орган с требованием о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 30647 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самара.
Сообщением от 4 декабря 2008 г. N 01/162/2008-762 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок из-за отсутствия у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Спорный земельный участок занят комплексом зданий, строений и сооружений, предназначенных для обеспечения функционирования речного порта.
Из кадастрового плана земельного участка от 7 декабря 2007 г. следует, что разрешенное использование спорного земельного участка - фактически занимаемый грузовым портом участок.
В силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со статьей 30.1 Закона о госрегистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Положениями пункта 3 перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404, предусмотрено, что для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю необходимо представить регистрирующему органу правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
На государственную регистрацию права собственности Российской Федерации были сданы: кадастровый план земельного участка площадью 30647 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары, от 7 декабря 2007 г. и выписки из реестра федерального имущества от 28 августа 2008 г. N 4541, 4542, 4543, подтверждающие нахождение на данном земельном участке объектов недвижимости, являющихся федеральной собственностью.
В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение), ведение реестра федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, осуществляется по месту его нахождения территориальными органами Росимущества в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.
В силу пункта 13 Положения документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
Ранее спорный земельный участок, фактически занимаемый грузовым портом в Самарском районе на молу реки Самары, был предоставлен в постоянное пользование Самарскому речному порту на основании постановления администрации г. Самары от 10.12.1992 N 1163 (свидетельство о праве собственности на землю от 29.12.1992 N 64877).
Согласно решению Комитета по управлению государственным имуществом по Самарской области от 11.11.1993 N 1036 на момент предоставления земельного участка на праве постоянного пользования речному порту данное юридическое лицо было государственным предприятием, все имущество которого являлось федеральной собственностью.
Документы, представленные на регистрацию соответствуют требованиям Закона о госрегистрации, пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404.
На спорном земельном участке, площадью 30647 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, находятся объекты недвижимости, являющиеся собственностью Российской Федерации, комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенных для обеспечения функционирования речного порта. В силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ данный земельный участок является федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами.
Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р река Самара включена в перечень внутренних речных путей Российской Федерации.
На спорном земельном участке расположена причальная набережная, относящаяся к гидротехническим сооружениям.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
При помощи гидротехнических сооружений решаются на практике вопросы использования, охраны водных ресурсов, борьбы с вредными действием вод и т.п.
Мол - гидротехническое оградительное сооружение для защиты акватории порта от волнения, примыкающее одним концом к берегу. Одновременно мол может служить для размещения причалов и перегрузочных устройств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно представленному на государственную регистрацию кадастровому плану от 7 декабря 2007 г. спорный земельный участок занят грузовым портом, который с учетом приведенных норм закона относится к федеральной собственности.
Отказ в регистрации права федеральной собственности на указанный земельный участок нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 7, 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; а также расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Согласно пункту 2 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности.
В материалы дела не представлено доказательств существования обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 30647 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 по делу N А55-3785/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности.
...
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2009 г. N А55-3785/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании