Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 21 января 2010 г. по делу N А72-8549/07
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 1 августа 2008 г. N А72-8549/07
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дворцовый ряд-МС", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А72-8549/07,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дворцовый ряд-МС", г. Ульяновск, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска, о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дворцовый ряд-МС" (далее - общество "Дворцовый ряд", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска (далее - инспекция) от 26.12.2007 N 16-14-25/225.
Решением суда первой инстанции от 28.03.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2008, решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 744417 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 2808184 рублей, соответствующих сумм пеней и санкций. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2008 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований общества "Дворцовый ряд" о признании недействительным решения инспекции в части начисления единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисление пеней и взыскание штрафа отменены, требования общества удовлетворены. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12418/08 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2008, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2008 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2008 по данному делу в части доначисления обществу единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов отменено. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области. При новом рассмотрении спора суду указано на необходимость проверки и оценки доводов общества о том, что выплаты работникам, образующие объект обложения единым социальным налогом, представляют только часть денежных средств, перечисленных обществом организациям-аутсорсерам и учесть нормы, содержащиеся в пункте 2 статьи 237, в статье 241, пункте 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.07.2009 оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части начисления к уплате 6602067 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год, 6949106 рублей единого социального налога за 2005 год, начисления соответствующих сумм пеней и взыскания налоговых санкций. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество "Дворцовый ряд" просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекция провела выездную налоговую проверку общества, в том числе по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2005.
В ходе проверки инспекция установила, что общество "Дворцовый ряд-МС", заключая договоры аутсорсинга с им же учрежденными взаимозависимыми организациями, обеспечивало выполнение необходимых для осуществления своей торговой деятельности работ физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях с этими организациями, каждая из которых применяла упрощенную систему налогообложения и не являлась плательщиком единого социального налога. Единственная цель указанных хозяйственных отношений между взаимозависимыми лицами - получение обществом налоговой выгоды от уменьшения расходов на уплату единого социального налога.
По результатам проверки на основании акта от 19.10.2007 N 16-14-25/192/75 и возражений к нему от 15.11.2007 инспекция вынесла решение от 26.12.2007 N 16-14-25/225 о привлечении общества "Дворцовый ряд-МС" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания 5635635 рублей 40 копеек штрафа. Кроме того, обществу предложено уплатить 12260981 рубль единого социального налога и 24680994 рубля 96 копеек пеней, 6602067 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 1471089 рублей 84 копейки пеней.
Не согласившись с решением инспекции, общество "Дворцовый ряд-МС" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании его недействительным.
Объектом налогообложения для организаций в силу пункта 1 статьи 236 Кодекса признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса налоговая база организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, перечисленных в пункте 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии со статьей 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, определенными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Как установлено судами, общество "Дворцовый ряд-МС" заключило с обществами с ограниченной ответственностью "Экосам-1", "Экосам-2", "Экосам-3", "Экосам-4", "Экосам-5", "Экосам-6", "Экосам-7", "Экосам-8", "Экосам-9", "Экосам-10", "Экосам-11", "Экосам-12", "Экосам-13", "Экосам-14", "Дэкосам-1", "Дэкосам-2", "Дэкосам-3" (далее - организации) договоры об оказании последними первому услуг по предоставлению персонала для работы в магазинах, принадлежащих обществу, и управлению им.
Единственный учредитель указанных организаций - гражданка Тараканова И.В., приходящаяся матерью гражданке Урясовой Н.Л., которая, в свою очередь, является соучредителем и руководителем организаций - участников общества "Дворцовый ряд-МС" (обществ с ограниченной ответственностью "Табачная компания "Дворцовый ряд" и "Дворцовый ряд" - продукты").
Все упомянутые общества, в том числе общество "Дворцовый ряд-МС", зарегистрированы по одному юридическому адресу: г. Ульяновск, пр. Гая, 100.
Организации создавались в 2003-2006 годах по мере открытия магазинов "Пятерочка" и оказывали услуги по предоставлению персонала только обществу "Дворцовый ряд-МС", что подтверждается книгами доходов и расходов контрагентов. Они не имеют собственного имущества, их сотрудники работают в помещениях и на оборудовании, которое принадлежит обществу "Дворцовый ряд-МС". Среднесписочная численность сотрудников организаций не превышает 100 человек, что позволило применять упрощенную систему налогообложения.
Стоимость оказываемых организациями услуг определялась протоколами согласования договорной цены, являющимися приложениями к упомянутым договорам.
Поступление денежных средств в качестве оплаты услуг и перечисление заработной платы осуществлялись практически в один и тот же день; доходы, полученные этими организациями от оказания услуг по предоставлению персонала обществу "Дворцовый ряд-МС", покрывали лишь сумму затрат по заработной плате.
Расходы по договорам аутсорсинга общество "Дворцовый ряд-МС" отразило по строке 100 приложения N 2 к листу 02 "Прочие расходы" налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 год.
Судами установлено: фактически подбором персонала занимались не организации, с которыми общество "Дворцовый ряд-МС" заключило указанные договоры, а само общество (об этом свидетельствуют протоколы опросов руководителей организаций и их работников). Как следует из выписок о движении денежных средств по расчетным счетам, организации не несли расходов по подбору персонала.
Кроме того, по сообщению областного государственного учреждения "Центр занятости населения города Ульяновска", к нему поступали заявки от компании "Пятерочка" (ИНН 7326019930 (указанный ИНН является ИНН общества "Дворцовый ряд-МС")) для магазинов "Пятерочка" на вакантные должности грузчика, продавца продовольственных товаров, фасовщика, кассира торгового зала, продавца-консультанта, администратора зала, то есть на должности, которых нет в штатном расписании общества "Дворцовый ряд-МС".
Установленные в ходе проведения мероприятий налогового контроля и в судебных заседаниях обстоятельства дела позволили судам сделать обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае имеет место создание условий для целенаправленного уклонения от уплаты единого социального налога, а применение аутсорсинга носит в рассматриваемом случае формальный характер.
Наличие в деле доказательств взаимозависимости организаций и общества "Дворцовый ряд-МС"; наличие одних и тех же лиц на руководящих должностях организаций; нахождение всех организаций по одному адресу; формальности трудовых отношений работников и созданных организаций, а также фактическое исполнение работниками организаций трудовых обязанностей в обществе; ограниченности среднесписочной численности рабочих мест в каждой создаваемой организации для возможности применения особого налогового режима; отсутствие специализированной деятельности и иной деловой активности организаций подтверждают данный вывод.
Соответствующее экономическое обоснование, из которого следовало бы, что налоговая выгода не является исключительным мотивом применения договоров аутсорсинга при такого рода деятельности общества "Дворцовый ряд-МС", в рамках настоящего дела не усматривается.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснил: под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Таким образом, деятельность общества "Дворцовый ряд-МС", связанная с заключением с организациями, созданными им же и применяющими упрощенную систему налогообложения, договоров найма персонала, который, находясь в трудовых отношениях с организациями, фактически выполняет свои трудовые обязанности в обществе, квалифицируется как направленная на получение необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы по единому социальному налогу.
Как следует из содержания принятых по делу судебных актов, удовлетворяя требование общества частично, суды приняли во внимание доводы, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12418/08.
Суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Кодекса "Единый социальный налог", с особенностями, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи.
Инспекция при исчислении единого социального налога должна была применить налоговый вычет в сумме страховых взносов, начисленных с выплат, произведенных обществом "Дворцовый ряд-МС" через организации-аутсорсеры.
Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование организациями - аутсорсерами исчислялись и перечислялись, что налоговым органом не оспаривается, а регрессивная шкала ставок единого социального налога в данном случае применению не подлежит, суды сделали правильный вывод о необоснованности начисления обществу к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в сумме 6602067 рублей, единого социального налога за 2005 год в сумме 6949106 рублей, доначисления соответствующих пеней и взыскания налоговых санкций.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении инспекцией статьи 101 Кодекса был предметом рассмотрения судов и ему дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что судами правомерно отклонена ссылка общества на экспертное заключение о намерениях общества при заключении договора аутсорсинга получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности и о наличии реального экономического эффекта, поскольку добытые налоговой проверкой доказательства опровергают выводы экспертов.
Доводы заявителя направлены на переоценку обстоятельств дела установленных судами. В силу статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции такие полномочия отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А72-8549/07 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дворцовый ряд-МС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 января 2010 г. по делу N А72-8549/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании