Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 18 февраля 2010 г. по делу N А65-17701/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Казань",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 по делу N А65-17701/2009,
по исковому заявлению Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Казань" о взыскании 226959,11 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.10.2007 по 30.09.2008,
установил:
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании 226959,11 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.10.2007 по 30.09.2008 с общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Казань" (далее - ответчик, общество).
Решением от 04.09.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009, заявление управления удовлетворено.
Общество, обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить, в удовлетворении заявления управления отказать.
Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в рамках действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающего порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду: за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности поверхностным стоком (дождевым и талым), ответчиком были предоставлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 года и 1-3 кварталы 2008 года. В соответствии с указанными расчетами ответчик самостоятельно определил размер платы, подлежащей внесению в бюджет за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в размере 33912,01 руб.
Управлением был произведен корректировочный расчет суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период. С учетом отсутствия у ответчика разрешения на сброс загрязняющих веществ был применен 5-ти кратный коэффициент, сумма корректировочных расчетов составила 260871,12 руб.
Расчет производился заявителем по Методическим указаниям по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденным Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998 (далее - Методические указания).
С учетом исчисленной ответчиком платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности поверхностным стоком (дождевым и талым) задолженность общества составила 226959,11 руб.
В связи с неуплатой обществом указанной суммы задолженности, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявление управления, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации: постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Нормативы платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ, применялись по постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 и постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344".
Расчеты платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности выполнены заявителем согласно Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным приказом Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 26.01.1993, Методическим указаниям по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденным Госкомэкологии РФ 29.12.1998.
Довод ответчика о том, что Методические указания содержат такой вид платы (за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности), который не предусмотрен законодательством, правомерно не принят судебными инстанциями.
В Методических указаниях под "неорганизованным поверхностным стоком) понимается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных во за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды, и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организации).
Поэтому приведенное в Методических указаниях определение "неорганизованного поверхностного стока" не противоречит статье 16 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", в которой устанавливается платность негативного воздействия в виде сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Приведенные в Методических указаниях положения о том, что неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России, воспроизводят положения действующего постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
То же самое относится и к содержащемуся в Методических указаниях положению о том, что в случае отсутствия у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы рассчитывается как сверхлимитный сброс. Таким образом, в те периоды, когда у ответчика отсутствовало разрешение на сбросы, истец правомерно применил к нормативам платы пятикратный повышающий коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Следовательно, Методические указания не изменяют положений законодательства, которым устанавливается плата за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Методические указания носят рекомендательный характер и предлагаемый ими расчетный путь определения количества загрязняющих веществ может быть использован, если природопользователь не осуществляет соответствующий мониторинг, либо осуществляемый природопользователем мониторинг не позволяет определить все количество загрязняющих веществ, сбрасываемых в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади.
Ответчик не представил суду иной методики расчетов, документально не обосновал, что определенное управлением количество загрязняющих веществ не соответствует их фактическому количеству.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что произведенный истцом расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду произведен в соответствии с действующим законодательством. Полномочия истца на взыскание в судебном порядке платы за негативное воздействие на окружающую природную среду установлены федеральным законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 по делу N А65-17701/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2010 г. по делу N А65-17701/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании