Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 10 марта 2010 г. по делу N А57-14849/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.11.2009 по делу N А57-14849/2009,
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Саратовской области к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" о признании незаконным решения о проведении кадастрового учета земельного участка, об обязании аннулировать в государственном кадастре недвижимости записи о земельном участке, при участии третьего лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области,
установил:
Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "ЗКП") о признании незаконным решения о проведении кадастрового учета земельного участка площадью 9600 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, дом 94, с присвоением кадастрового номера 64:48:050380:56, а также об обязании аннулировать в государственном кадастре недвижимости записи о земельном участке.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.11.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 14, 20, 26-28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Считает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что незаконное осуществление государственного кадастрового учета спорного земельного участка на момент обращения в суд создавало препятствия истцу в осуществлении своих функций по распоряжению земельными участками, входящими в состав указанного земельного участка. Кроме того, полагает, что истец на момент подачи искового заявления действовал в силу специальных полномочий, предоставленных ему пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Саратовской области от 21.05.2004 N 23-ЗСО "О земле", постановлением Правительства Саратовской области от 19.08.2006 N 284-П.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства Саратовской области от 19.09.2006 N 284-П
ФГУ "ЗКП" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 10.03.2010 до 14 час. 30 мин.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает принятый по делу судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Как следует из статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 N 23-ЗСО "О земле" в редакции, действовавшей на дату подачи иска в суд, распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области, если федеральным законодательством не предусмотрено иное.
Постановлением Правительства Саратовской области от 19.09.2006 N 284-П названные полномочия возложены на Комитет по управлению имуществом Саратовской области.
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа вышеприведенных норм, а также текста заявления следует, что Комитет по управлению имуществом Саратовской области обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным ненормативно-правового акта - решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" об осуществлении кадастрового учета от 05.12.2008 N Ф48/08-8270 как орган, уполномоченный государством на распоряжением земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена.
Между тем, в обоснование заявленных требований Комитет по управлению имуществом Саратовской области ссылается на нарушение ответчиком положений статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно, при постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 9600 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 94, не было согласовано месторасположение границ со смежными землепользователями - собственниками нежилых помещений, что создает препятствия Комитету в осуществлении своих функций по распоряжению земельными участками, входящими в состав данного земельного участка.
Таким образом, суду следовало установить в защиту чьих интересов Комитет по управлению имуществом Саратовской области обратился в арбитражный суд, предложить уточнить основание заявленных требований. В зависимости от выясненных обстоятельств, и совершенных процессуальных действий, суду следовало разрешить вопрос о наличии у Комитета по управлению имуществом Саратовской области полномочий на обращение с настоящими требованиями в суд, а также необходимости привлечения к участию в деле уполномоченного на дату вынесения судебного акта органа на распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена.
Учитывая, что в обоснование требований Комитет указал на то, что оспариваемое решение создает препятствия Комитету в осуществлении своих функций по распоряжению земельными участками, входящими в состав данного земельного участка, суду следовало установить собственников (законных владельцев) земельных участков, входящих в состав спорного земельного участка.
Таким образом, коллегия приходит к убеждению, что суд первой инстанции принял решение по неполно выясненным обстоятельствам, чем нарушил положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать все обстоятельства с учетом настоящего постановления, проверить доводы заявителя жалобы, дать оценку всем доказательствам и принять по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.11.2009 по делу N А57-14849/2009 отменить.
Направить дело N А57-14849/2009 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 марта 2010 г. по делу N А57-14849/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании