Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 12 апреля 2010 г. по делу N А06-7482/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.01.2010 по делу N А06-7482/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Подземгазпром", г. Москва, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконным и отмене акта проверки от 14.09.2009 N 57, предписания от 14.09.2009 N 57 об устранении нарушений, постановлений от 28.09.2009 N 175, N 276, N 277 о назначении административных наказаний,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Подземгазпром" (далее - ООО "Подземгазпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (далее - Управление Росприроднадзора по Астраханской области, Управление) о признании незаконными и отмене акта проверки от 14.09.2009 N 57, предписания об устранении нарушений от 14.09.2009 N 57, постановлений о назначении административных наказаний от 28.09.2009 N 175, N 276, N 277.
Определением суда от 03.12.2009 дела об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности выделены в отдельные производства.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать недействительным лишь предписание от 14.09.2009 N 57 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Решением арбитражного суда от 22.01.2010 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что Управлением допущены грубые нарушения правил проведения проверки, что влечет недействительность ее результатов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным решением, Управление Росприроднадзора по Астраханской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления обществу отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Управлением Росприроднадзора по Астраханской области была проведена плановая выездная проверка по исполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды производственным филиалом "Астраханьподземгазпром" (далее - ПФ "Астраханьподземгазпром) ООО "Подземгазпром" на основании приказа от 28.07.2009 N 25 "О проведении плановой выездной проверки) и приказа от 19.08.2009 N 33 "О продлении срока проверки".
По результатам проверки составлен акт от 14.09.2009 N 57 и выдано предписание от 14.09.2009 N 57 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, состоящее из семи пунктов.
Признавая указанное предписание недействительным, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предусмотрены принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе: проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Положением о Федеральной службе в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, подпунктом 5.1.14, введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
До несения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляла полномочия по надзору: за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль); за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Как установлено судом, по вопросу соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды ПФ "Астраханьподземгазпром" ООО "Подземгазпром" была проведена проверка Управлением по технологическому и экологическому надзору по Астраханской области в период с 16.08.2007 по 28.08.2007, что подтверждается актом проверки от 24.08.2007.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2009 N Д05-1476 разъяснено, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. При этом основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Учитывая, что предметы плановой проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в каждом конкретном случае различны, плановые проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя проводятся не чаще одного раза в три года каждым органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Довод Управления, что проверка в 2007 году осуществлялась другим органом по надзору - Управлением по технологическому и экологическому надзору по Астраханской области, правопреемником которого оно не является, обоснованно отклонен судом, поскольку ему перешли от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочия по надзору за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами
Исходя из смысла части 1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ и вышеуказанного письма Министерства экономического развития Российской Федерации при осуществлении плановой проверки учитывается предмет проверки, а, следовательно, независимо от передачи полномочий по надзору в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами от одного органа к другому, должен быть соблюден срок проведения плановой проверки для органа, осуществляющего конкретный контроль (надзор).
Закон N 294-ФЗ вступил в законную силу с 01.05.2009, однако действующий до 01.05.2009 Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" также предусматривал, что в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Согласно приказу от 28.07.2009 N 25 плановая проверка ПФ "Астраханьподземгазпром" ООО "Подземгазпром" назначена в период с 31.07.2009 по 19.08.2009 по соблюдению обязательных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды до истечения двухлетнего срока, что противоречит требованиям закона.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Согласно приказу от 28.07.2009 N 25 была назначена выездная проверка, срок ее проведения был определен в течение 20 календарных или 14 рабочих дней. Фактически проверка проводилась 32 рабочих дня с 31.07.2009 по 14.09.2009.
Срок проведения проверки был продлен с 20.08.2009 по 16.08.2009 приказом от 19.08.2009 N 33, в котором указано, что основанием продления срока является необходимость исследования представленных материалов ПФ "Астраханьподземгазпром" ООО "Подземгазпром" и установление фактов выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образования отходов производства и потребления, а также определения правовой ответственности между заказчиком и подрядчиком в области охраны окружающей среды.
Довод Управления, что продление проверки было обусловлено тем, что ООО "Подземгазпром" поздно представило истребованные им документы, обоснованно отклонен судом, поскольку проверяющие в целях соблюдения сроков проведения проверки обязаны был принять меры к истребованию необходимых для проверки документов с момента начала проверки, поскольку согласно части 5 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Проверка начата 31.07.2009, к приказу от 28.07.2009 был приложен перечень документов, необходимых для проведения проверки. Однако только 05.08.2009 были истребованы дополнительные документы, при этом доказательств, когда и какие документы были истребованы, суду не представлено.
В силу части 3 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Согласно пункту 6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 300, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориального органа) или его заместителем срок проведения проверки может быть продлен.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 26 Административного регламента
Изучение документов, представленных для проверки, не входит в перечень исключительных случаев, дающих основание для продления срока проведения проверки.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу, что продление срока проведения проверки не основано на требованиях закона, следовательно, Управление нарушило срок проведения проверки.
В соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9, пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона.
В данном случае судом сделаны правомерные выводы о том, что поскольку не истек срок с момента проведения последней плановой проверки по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, у Управления отсутствовали правовые основания для проведения следующей плановой проверки, а также срок проведения проверки продлен в нарушение исключительных случаев, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, то допущено нарушение срока проведения проверки. Указанные обстоятельства относятся к грубым нарушениям и не могут служить доказательствами нарушений ООО "Подземгазпром" законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в связи с чем оспоренное предписание Управления обоснованно признано судом недействительным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.01.2010 по делу N А06-7482/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 апреля 2010 г. по делу N А06-7482/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании