Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 4 мая 2010 г. по делу N А12-14271/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу N А12-14271/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский ремонтный завод бурового оборудования", г. Волгоград, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград, к Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Волгоградский ремонтный завод бурового оборудования" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - налоговой орган, инспекция) о признании недействительными решения от 13.03.2009 N 15-10/2585 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части, не измененной решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - Управление) от 29.04.2009 N 319; решения инспекции от 13.03.2009 N 2 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; решения Управления от 29.04.2009 N 319 в части, не изменяющей решение налогового органа от 13.03.2009 N 1510/2585.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2009 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Инспекция и Управление явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, ходатайства не заявлены.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав представителей лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года, о чем составлен акт от 21.01.2009 N 15-10/478дсп.
По результатам рассмотрения акта проверки инспекцией принято решение от 13.03.2009 N 15-10/2585 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 30427,42 руб. Данным решением обществу начислены соответствующие суммы пеней, предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 152137,10 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Налоговым органом также было принято решение от 13.03.2009 N 2, которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 391651 руб.
На вышеуказанные решения налогового органа обществом в Управление была подана апелляционная жалоба, по результатам рассмотрения которой Управлением вынесено решение от 29.04.2009 N 319 о частичном ее удовлетворении.
Полагая ненормативные акты налогового органа и Управления не соответствующими закону и нарушающими его права, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды, установив фактические обстоятельства дела и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняли законные и обоснованные судебные акты.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, при этом исходит из следующего.
Статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, документами, дающими право на налоговые вычеты, являются в совокупности счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в соответствии с порядком, установленным пунктами 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, и первичные документы, подтверждающие принятие товара (работ, услуг) на учет.
Судами установлено, что обществу отказано в применении налоговых вычетов в общей сумме 438626,77 руб. в разрезе счетов-фактур, указанных в оспариваемом решении инспекции.
Признавая недействительным отказ налогового органа в применении вычетов в сумме 33406,78 руб. по счету-фактуре от 04.02.2008 N 3, суды исходили из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 15.02.2005 N 93-О и от 18.04.2006 N 87-О, в которых разъяснено, что по смыслу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.
Следовательно, назначением счета-фактуры является установление определенного круга сведений, в рассматриваемом случае, как установлено судами, в счете-фактуре от 04.02.2008 N 3 данные сведения определены, в связи с чем вывод судов о незаконности отказа налогового органа в применении спорной суммы вычетов является правомерным.
При этом факт уплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость поставщику товаров, оприходования налоговым органом не оспаривается.
Согласно оспариваемому решению инспекцией отказано обществу в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 228823,69 руб. по счетам-фактурам, имеющим отношение к производству экспортируемого товара.
В соответствии с пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает особый порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров на экспорт. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации при представлении в налоговые органы соответствующих документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. В связи с этим для определения таких сумм налога на добавленную стоимость налогоплательщику необходимо вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт.
Однако правила ведения такого раздельного учета Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены, поэтому налогоплательщик может самостоятельно определить порядок ведения раздельного учета, отразив его в приказе об учетной политике организации.
Как установлено судами, приказом общества от 25.12.2007 N 27 об учетной политике на 2008 год налог на добавленную стоимость определяется следующим образом: сначала вся сумма "входного" налога принимается к вычету. В последующих налоговых периодах по мере сбора пакета документов, подтверждающих экспорт, налог перераспределяется на обороты по внешнему и внутреннему рынкам. Входной налог распределяется по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по различным ставкам.
Судами установлено, что суммы налога, установленные на основании спорных счетов-фактур, имеющих отношение к производству экспортируемого товара были заявлены к вычету в 1 квартале 2008, поскольку не был собран полный пакет документов, предусмотренный статей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не имелось грузовой таможенной декларации с отметкой "товар вывезен". Полный пакет документов был собран только 10.10.2008, в налоговой декларации за 3 квартал 2008 года сумма налога на добавленную стоимость была восстановлена.
Как верно указано судами, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает порядка восстановления сумм налога на добавленную стоимость в случае, когда до подтверждения ставки 0 процентов налогоплательщик заявил к возмещению соответствующие суммы налога на добавленную стоимость по внутреннему рынку, порядок восстановления налога, принятый обществом, не противоречит налоговому законодательству и позволяет налогоплательщику предъявлять к вычету по экспортным операциям налог на добавленную стоимость только за те материальные ресурсы, по которым соблюден их порядок принятия к вычету, предусмотренный статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды к пришли к правильному выводу о том, что принятая обществом учетная политика соответствует нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а принятие к вычету спорной суммы налога на добавленную стоимость в размере 228823,69 руб. является обоснованным.
Основанием для отказа обществу в применении налоговых вычетов в размере 56003,92 руб. явился вывод налогового органа о том, что по спорная сумма вычетов по счетам-фактурам, относящимся к 4 кварталу 2007 года, необоснованно заявлена налогоплательщиком в 1 квартале 2008 года.
Суды признали данный вывод инспекции несостоятельным, поскольку, исследуя журнал полученных счетов-фактур за 1 квартал 2008 года, суды установили, что спорные счета-фактуры были получены обществом только в 1 квартале 2008 года, соответственно, обществом налоговые вычеты правомерно заявлены в данном периоде.
Доказательств обратного налоговый орган вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представил.
Доводам налогового органа о неправомерности применения обществом налоговых вычетов по переоформленным счетам-фактурам, выставленным обществами с ограниченной ответственностью "ФинПромСтандарт", "Уралснабинвест", "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз", "Булгар", "Завод "Югмаш", "Мегатекс", с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров, судами дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых судами доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами материалы и обстоятельства дела исследованы в полном объеме, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений норм процессуального права не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу N А12-14271/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2010 г. по делу N А12-14271/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании