Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 16 февраля 2010 г. по делу N А06-3508/2009
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2010 г. N 4453/10 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Астрахани,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А06-3508/2009,
по заявлению индивидуального предпринимателя Аскарова Рафаэля Мансуровича, г. Астрахань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Астрахани, о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель Аскаров P.M. (далее - предприниматель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Астрахани (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.04.2009 N 7043 о внесении исправлений в налоговую отчетность.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2009, в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009, решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт, заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит проверить законность постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А06-3508/2009, отменить и принять по делу новый судебный акт, связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, своих представителей для участия в нем не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, ИП Аскаров P.M. на праве собственности владеет земельным участком площадью 14072,62 кв. м, кадастровый номер 30:12:030052:0005. расположенным по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Брестская, д. 30.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, представленной ИП Аскаровым P.M. 20.01.2009, с указанием суммы налога, подлежащей уплате, в размере 52320 рублей.
По результатам проведенной проверки в адрес ИП Аскарова P.M. было направлено требование от 16.04.2009 N 7043, с предписанием внести исправления в налоговую декларацию, касающиеся суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. Налоговый орган, руководствуясь постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2005 N 214-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области", посчитал, что кадастровая стоимость земельного участка по адресу: ул. Брестская, д. 30 составляет 30854219 рублей 35 копеек, вследствие чего, налогоплательщиком занижена сумма земельного налога.
Не согласившись с указанным требованием, ИП Аскаров P.M. обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области, который решением от 20.05.2009 N 148-Н отказал в удовлетворении жалобы.
Полагая, что названное требование нарушает его права, поскольку возлагает на него обязанности по дополнительной уплате денежных средств в бюджет, предприниматель обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Астраханской области исходил из того, что в 2008 году действовало постановление Правительства Астраханской области от 30.06.2005 N 214-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области", а постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области" (далее - постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П) подлежит применению при исчислении кадастровой стоимости земли, начиная с 2009 года, поскольку принято 31.01.2008, вступило в силу с 23.02.2008.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции установил, что Территориальным отделом управления Роснедвижимости 21.02.2008 предпринимателю была дана выписка из государственного земельного кадастра N 53/08-0096 (л.д. 13), согласно разделу 13 которой, кадастровая стоимость была установлена с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на 2008 год (постановления Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П) и составила 17439775,78 рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции, и, удовлетворяя требование налогоплательщика, апелляционный суд пришел к выводу, что предприниматель, исчисляя земельный налог за 2008 год, действовал в соответствии с законодательством, подлежащим применению, правомерно основывался на данных кадастрового учета с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на 2008 год, установленной постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно приведенной норме для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктами 11, 12, 13 статьи 396 Кодекса установлено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Поскольку в силу указанных норм налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а до сведения налогоплательщиков могла быть доведена только кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, т.е. в данном конкретном случае по состоянию на 01.01.2008, налогоплательщик не мог руководствоваться данными о кадастровой оценке земель, выданных Территориальным отделом управления Роснедвижимости с учетом постановления Правительства Астраханской области N 25-П, принятым и вступившим в силу позднее 01.01.2008 и исчислить налоговую базу по земельному налогу за 2008 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Данная правовая позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 11279/08.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции неправомерно признал требование налогового органа о внесении исправления в налоговую декларацию, касающиеся суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не соответствующим требованиям законодательства о налогах и сборах и нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
Ошибочное истолкование арбитражным апелляционным судом нормы привело к принятию неправильного судебного акта, что является основанием для его отмены с оставлением в силе решения Арбитражного суда Астраханской области в силу пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А06-3508/2009 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2010 г. по делу N А06-3508/2009
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2010 г. N 4453/10 настоящее постановление оставлено без изменения
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании