Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 19 августа 2009 г. по делу N А55-20053/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по делу N А55-20053/2008,
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к главе городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным бездействия главы городского округа Самара, при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Яр-Метро", г. Самара,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения требований, о признании незаконным бездействия главы городского округа Самара, выразившегося в не утверждении в месячный срок схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, у остановки транспорта "ул. Фасадная" (в город), для использования под временный киоск "Табак", площадью 4,0 кв.м, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2009 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена администрация городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Свое решение суд первой инстанции мотивировал тем, что Федеральным законом Российской Федерации от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", установлен переходный период, в течение которого органу местного самоуправления предоставлялась на альтернативной основе возможность как утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так и изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков; направление главой города Самары заявлений Министерства в администрацию главы городского округа Самара осуществлялось в период действия переходного периода; главой городского округа Самара не допущено незаконного бездействия, в виде не утверждения в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с обжалуемыми судебными актами Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой предлагается решение Арбитражного суда от 20.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, судебные акты первой и апелляционной инстанции являются незаконными и необоснованными.
В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), глава городского округа Самара проявляет бездействие.
При этом передача главой городского округа Самара обращения Министерства об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории для рассмотрения иному органу либо должностному лицу, равно как и незаконный отказ от совершения указанных действий (то есть ненадлежащее выполнение обязанности, возложенной на главу городского округа Самара законом), не прекращает бездействия главы городского округа Самара в отношении исполнения предусмотренной пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ обязанности (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
Проверив законность обжалованных судебных актов, рассмотрев и оценив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 отмене не подлежат по следующим основаниям.
23.07.2008 ООО "ЯР-Метро" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара. Куйбышевский район, ул. Грозненская, у остановки транспорта "ул. Фасадная" (в город), для использования под временный киоск "Табак", площадью 4,0 кв.м (л.д. 18).
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ, 01.08.2008 в адрес главы городского округа Самара направлено обращение N 12-1/2711/08 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 17).
К обращению прикладывалась копия заявления ООО "ЯР-Метро" и схема местоположения испрашиваемого земельного участка.
01.09.2008 в Министерство поступило подписанное первым заместителем главы городского округа Самара заключение от 28.08.2008 N 02/02-872Т, из которого следует, что утверждение схемы расположения испрашиваемого ООО "ЯР-Метро" земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории не представляется возможным.
18.09.2008 Министерство повторно направило обращение главе городского округа Самара с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (оборот - л.д. 14).
В ответ на указанное обращение в Министерство поступило заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от 21.10.2008 N 02/02-872Т, также подписанное заместителем главы городского округа Самара (л.д. 13).
Основанием для отказа послужило то, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах территории района, перенасыщенного объектами потребительского рынка и в соответствии с приложением N 7 СНиП 02.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" превышает допустимую расчетную норму обеспеченности населения торговыми площадями.
Согласно пункту 1.2 постановления главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340, уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, площадью 100 кв.м и менее, является администрация городского округа Самара.
Главой городского округа Самара для рассмотрения в администрацию городского округа Самара были переданы обращения заявителя.
Заключениями от 28.08.2008 N 02/02-872Т (л.д. 16) и от 21.10.2008 N 02/02-872Т (л.д. 13), администрация городского округа Самара сообщила заявителю о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации N 66-ФЗ от 13.05.2008 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" до 01.11.2008 вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускается изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 2 статьи 21 Федерального закона РФ N 66-ФЗ от 13.05.2008 установлено, что проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона Российской Федерации или с учетом части 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.11.2008, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, Федеральным законом Российской Федерации N 66-ФЗ от 13.05.2008 установлен переходный период, в течение которого органу местного самоуправления предоставлялась на альтернативной основе возможность как утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так и изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков.
Кроме того, право органа местного самоуправления на утверждение схемы расположения земельных участков для организации торговой деятельности вытекает из Главы 3 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ.
Следовательно, неправомерных бездействий администрации городского округа Самара из материалов дела не усматривается.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
При рассмотрении данного дела суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах дела, судебные акты первой и апелляционной инстанций отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по делу N А55-20053/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2009 г. по делу N А55-20053/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании