Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 октября 2008 г. по делу N А65-6226/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей-интернат N 4" Кировского района города Казани,
на постановление от 13.08.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-6226/2008,
по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей-интернат N 4" Кировского района города Казани к Управлению Федеральной Миграционной службы России по Республике Татарстан город Казань об оспаривании постановления от 07.04.2008 N 1163 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 250000 рублей,
установил:
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей-интернат N 4" Кировского района города Казани (далее - МОУ "Лицей-интернат N 4") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной Миграционной службы России по Республике Татарстан город Казань (далее - УФМС по РТ, административный орган) от 07.04.2008 N 1163 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Решением от 17.06.2008 Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные МОУ "Лицей-интернат N 4" требования удовлетворены. Постановление УФМС по РТ от 07.04.2008 N 1163 признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Постановлением от 13.08.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, решение суда отменено и в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, МОУ "Лицей-интернат N 4" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и заявленные требования удовлетворить.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, Управлением Федеральной Миграционной службы России по Республике Татарстан 04.04.2008 проведена проверка деятельности МОУ "Лицей-интернат N 4" в части соблюдения требования Федерального Закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон), в ходе которой установлено, что МОУ "Лицей-интернат N 4" на основании трудового договора N 26 от 07.12.2007 привлекло к осуществлению трудовой деятельности в качестве учителя гражданку Турции Йылдырым Ознур, 1972 года рождения, в МОУ "Лицей-интернат N 4" по адресу: город Казань, улица Г. Баруди, д. 3А не имея разрешения на право привлечения и использования иностранных работников в соответствии с законодательством. В ходе проверки отобраны объяснения у директора МОУ "Лицей-интернат N 4" и иностранного гражданина, осуществлявшего в момент проверки деятельность в указанном образовательном учреждении.
Установив нарушение требований абзаца 1 пункта 4 статьи 13 Федерального Закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", административным органом 05.04.2008 был составлен протокол N 1163 об административном правонарушении по части 2 статьи 18.15 КоАП РФ, на основании которого 07.04.2008 вынесено постановление N 1163 о привлечении Муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей-интернат N 4" к административной ответственности по части 2 статьи 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, МОУ "Лицей-интернат N 4" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из пропуска годичного срока давности привлечения к административной ответственности, исчисление которого, по мнению суда первой инстанции необходимо производить с даты первоначального приема на работу указанного иностранного работника - 09.09.1998 и невозможности применения ответственности, предусмотренной статьей 18.15 КоАП РФ, введенной в КоАП РФ федеральным законом N 1899-ФЗ от 05.11.2006 к правоотношениям, возникшим до установления ответственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ
Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом правильно отмечено, что в рассматриваемом случае административным органом был выявлен факт допуска заявителем иностранного гражданина к выполнению работ в отсутствии разрешения на привлечение и использование иностранных работников 04.04.2008.
Согласно части 2 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 25000 рублей до 80000 рублей, либо административное приостановление деятельности до 90 суток.
В пункте 1 примечания к данной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681 утверждены "Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации", которыми установлен, в том числе, порядок выдачи разрешительных документов работодателям (заказчикам) работ (услуг) на привлечение и использование иностранных работников.
Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ, устанавливает ответственность за сам факт допуска иностранного работника к трудовой деятельности без получения разрешения.
В то же время согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ составляют действия работодателя или заказчика работ (услуг) по привлечению к трудовой деятельности (допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в отсутствие соответствующего разрешения.
Факт допуска заявителем иностранного гражданина к выполнению работ подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями гражданки Турции Йылдырым Ознур от 04.04.2008, объяснениями директора МОУ "Лицей-интернат N 4", протоколом об административном правонарушении, и не оспаривается заявителем.
Йылдырым Ознур была допущена МОУ "Лицей-интернат N 4" к выполнению работ, по трудовому договору N 26 от 07.12.2007.
Факт отсутствия у муниципального образовательного учреждения разрешения на привлечение и использование иностранных работников также подтвержден материалами дела и не оспаривается учреждением.
Материалам дела доказано наличие вины заявителя, допустившего иностранного гражданина к трудовой деятельности в отсутствии на то разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод учреждения об отсутствии необходимости получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, со ссылкой на подпункт 8 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Поскольку "Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681 устанавливают порядок выдачи и виды разрешительных документов отдельно, как для работодателей (заказчиков) работ (услуг), так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, разрешений на работу, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу.
Данное административное правонарушение является совершенным с момента его выявления административным органом, то есть с 04.04.2008.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах одного года со дня его совершения.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление от 13.08.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-6226/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 октября 2008 г. по делу N А65-6226/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании