Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 18 мая 2010 г. по делу N А57-17762/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.11.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу N А57-17762/2009,
по заявлению муниципального унитарного специализированного похоронного предприятия "Ритуал", г. Саратов, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, о признании незаконным и отмене постановления от 24.07.2009 N 15-09/тр-ш о привлечении к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии заинтересованного лица: Ассоциации предприятий, оказывающих ритуальные услуги, г. Саратов,
установил:
Муниципальное унитарное специализированное похоронное предприятие "Ритуал" (далее - МУСПП "Ритуал", Предприятие, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.07.2009 N 15-09/тр-ш о привлечении к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.11.2009, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФАС по Саратовской области подало кассационную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области полагает, что суды первой и апелляционной инстанций не правильно применили нормы материального и процессуального права, вынесли судебные акты по неполно выясненным обстоятельствам.
В отзыве на кассационную жалобу МУСПП "Ритуал", полагая вынесенные судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителей заявителя, ответчика, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, в УФАС по Саратовской области поступили заявления работников предприятий, оказывающих ритуальные услуги, о нарушении МУСПП "Ритуал" антимонопольного законодательства, выразившееся в том, что Предприятие создает препятствия к доступу на рынок ритуальных услуг для указанных хозяйствующих субъектов.
В связи с жалобой хозяйствующих субъектов было возбуждено дело N 7-62 о нарушении МУСПП "Ритуал" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 29.10.2008 Комиссией по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства УФАС по Саратовской области вынесено решение от 29.10.2008 N 7-62, которым МУСПП "Ритуал" было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании решения УФАС по Саратовской области от 29.10.2008 МУСПП "Ритуал" выдано предписание N 7-62, в соответствии с которым МУСПП "Ритуал" предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не допускать действий, которые могут привести к ограничению и устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: с момента получения настоящего предписания не допускать требований в любой форме к хозяйствующим субъектам, оказывающим ритуальные услуги, при выдаче разрешения на захоронение граждан о передаче полученных ими заказов на оказание ритуальных услуг, а также о передаче финансовых средств и другого имущества.
О выполнении указанного предписания МУСПП "Ритуал" должно было сообщить УФАС по Саратовской области в срок до 05.12.2008.
Решение и предписание антимонопольного органа МУСПП "Ритуал" в установленном законом порядке не обжалованы.
2 июня 2009 года в УФАС по Саратовской области поступило обращение Ассоциации предприятий, оказывающих ритуальные услуги, содержащее сведения о том, что предписание от 29.10.2008 N 7-62 не исполнено, так как МУСПП "Ритуал" продолжает допускать действия, которые приводят к нарушению антимонопольного законодательства.
17 июля 2009 года УФАС по Саратовской в отношении МУСПП "Ритуал" было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1-2.5 настоящей статьи.
Постановлением УФАС по Саратовской области от 24.07.2009 МУСПП "Ритуал" привлечено к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания УФАС по Саратовской области от 29.10.2008 по делу N 7-62 в виде наложения административного штрафа в размере 100000 рублей.
МУСПП "Ритуал", полагая недоказанным событие вменяемого правонарушения, оспорило постановление по делу об административном правонарушении от 24.07.2009 N 15-09/тр-ш в Арбитражный суд Саратовской области.
Отменяя постановление административного органа и прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции пришел к выводу, что каждый факт взимания МУСПП "Ритуал" денежных средств является самостоятельным законченным правонарушением, образующим самостоятельный состав, в связи с чем, нельзя оценивать совершение в течение определенного временного периода нескольких однородных, но самостоятельных правонарушений как длящееся правонарушение, а потому посчитал, что оспариваемое постановление вынесено за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного главой 19 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции в своем постановлении указал, что обстоятельства, свидетельствующие о доказанности в действиях МУСПП "Ритуал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, антимонопольным органом и судом первой инстанции установлены не полно, в связи с чем выводы суда первой инстанции являются преждевременными.
Суд апелляционной инстанции отметил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении УФАС по Саратовской области в своем постановлении указал, что в период с 28.11.2009 по 14.04.2009 МУСПП "Ритуал" при выдаче разрешений на захоронение предъявлял ООО Регион-К ПС "Пантеон" и ООО "Специализированное похоронное бюро "Саратовский центр оказания ритуальных услуг" требования о внесении на расчетный счет либо в кассу МУСПП "Ритуал" спонсорской помощи в размере 600 рублей с каждого захоронения. В случае отказа сотрудников ООО Регион-К ПС "Пантеон" от уплаты спонсорской помощи МУСПП "Ритуал" отказывал в выдаче разрешения на захоронение. Кроме того, в период с 17.04.2009 по 11.05.2009 МУСПП "Ритуал" при выдаче разрешений на захоронение предъявлял к ООО Регион-К ПС "Пантеон" и ООО "Специализированное похоронное бюро "Саратовский центр оказания ритуальных услуг" требования о внесении на расчетный счет либо в кассу МУСПП "Ритуал" платы за дополнительную услугу (поднос к могиле) в размере 260 рублей, плата за которую ранее не взималась. В случае отказа сотрудников ООО Регион-К ПС "Пантеон" от оплаты данной дополнительной услуги МУСПП "Ритуал" отказывал в выдаче разрешения на захоронение.
Исходя из вышеизложенного, УФАС по Саратовской области сделало вывод о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации как неисполнение предписания антимонопольного органа.
Однако, как указал суд апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае пункт 1 предписания УФАС по Саратовской области от 29.10.2008 N 7-62 не содержит указание о прекращении нарушения, допущенного в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги; в нем отсутствует срок, в течение которого МУСПП "Ритуал" предписано совершить конкретные действия, а потому законных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания не имелось.
Более того, в суде апелляционной инстанции представитель антимонопольного органа пояснил, что пункт 2 предписания, содержащий указание "о выполнении настоящего Предписания сообщить письменно в срок до 05.12.2008", не является сроком, в течение которого Предприятию предписывалось совершить определенные действия.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии в действиях МУСПП "Ритуал" события правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, следует признать неверным вывод антимонопольного органа о доказанности в действиях МУСПП "Ритуал" состава правонарушения - неисполнения предписания в виде продолжения нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", как основанный на собранных в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательствах.
В частности, свой вывод УФАС основывает на показаниях свидетелей сотрудников "Регион-К ПС "Пантеон" Трухачева В.Н., Казакова С.А., сотрудника ООО СПБ "СЦОРУ" Сигаева С.А., а также иных письменных доказательствах, которые, по мнению антимонопольного органа, подтверждают факт неправомерного требования МУСПП "Ритуал" к хозяйствующим субъектам, оказывающим ритуальные услуги, при выдаче разрешения на захоронение граждан передачи финансовых средств.
Приведенные свидетели были также допрошены судом первой инстанции.
Оценивая показания свидетелей сотрудников "Регион-К ПС "Пантеон" Трухачева В.Н., Казакова С.А., сотрудника ООО СПБ "СЦОРУ" Сигаева С.А. наряду с иными письменными доказательствами по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции отметил, что указанные свидетели как административному органу, так и суду первой инстанции пояснили, что "при оформлении разрешений и документов на захоронение представители МУСПП "Ритуал" требовали с них, как с представителей хозяйствующих субъектов уплаты спонсорской помощи в размере 600 рублей с каждого захоронения, при отказе от уплаты спонсорской помощи, разрешение на захоронение МУСПП "Ритуал" не выдавало, а с 13.04.2009 МУСПП "Ритуал" при выдаче разрешения на захоронение стало предъявлять требования об обязательной оплате услуги "поднос к могиле" в размере 260 руб. с каждого захоронения, без оплаты данной услуги также отказывалось в выдаче разрешения на захоронение".
Между тем, отметил суд апелляционной инстанции, конкретных сотрудников МУСПП "Ритуал", отказавших в определенные даты в выдаче разрешения на захоронение свидетелями при условии не выполнения требования "об уплате спонсорской помощи" или "оплаты подноса к могиле", конкретных случаев отказа в выдаче разрешения на похороны, названо не было.
В материалах дела не содержится подтвержденных определенными клиентами фактов "срыва похорон" МУСПП "Ритуал".
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таких доказательств антимонопольным органом в суд представлено не было.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, в случае доказанности вышеприведенных фактов антимонопольному органу следовало дать оценку, являются ли установленные обстоятельства нарушением антимонопольного законодательства, административным правонарушением или иным наказуемым деянием.
Суд кассационной инстанции согласен с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях МУСПП "Ритуал" правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В действиях заявителя усматривается состав иного правонарушения.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.11.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу N А57-17762/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2010 г. по делу N А57-17762/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании