Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 июля 2010 г. по делу N А65-30765/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу N А65-30765/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СВ-Транс-Мост", г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Казань,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СВ-Транс-Мост" (далее - ООО "СВ-Транс-Мост", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приволжское управление Ростехнадзора, административный орган) от 09.10.2009 N 09-109-03 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Приволжское управление Ростехнадзора обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, настаивая на правомерности привлечения общества к административной ответственности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, 13.08.2009 при проведении проверки на объекте строительства: "Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Внеплощадочные железнодорожные пути", расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, промзона, Приволжским управлением Ростехнадзора выявлен факт отсутствия со стороны заказчика и лица, осуществляющего строительство, строительного контроля соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов.
По результатам проведенной проверки административным органом составлены акт проверки от 13.08.2009 N 09-109-03, протокол об административном правонарушении от 26.08.2009 N 09-109-03.
Постановлением административного органа от 09.10.2009 N 09-109-03 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Признавая указанное постановление незаконным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что административным органом были допущены существенные нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Данные выводы судебная коллегия считает соответствующими нормам права и материалам дела.
Согласно положениям статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие законного представителя юридического лица при наличии у административного органа данных о его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Судами установлено, что административным органом в адрес общества направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении посредством факсимильной связи по номеру 571-01-96, тогда как номером факса ООО "СВ-Транс-Мост" является номер - 571-14-49, указанный на фирменном бланке общества. Приняла указанное уведомление не работник ООО "СВ-Транс - Мост", а работник ООО "СВ-Транс" Шайхуллина О.А., которая передала его обществу не в день получения, а позже, поскольку это разные юридические лица, размещенные на разных этажах здания.
В связи с поздним, после 11 часов 30 минут 26.08.2009, получением уведомления о дате составления протокола об административном правонарушении обществом в адрес административного органа направлено ходатайство о переносе времени составления протокола об административном правонарушении с 11 часов 30 минут 26.08.2009 на 16 часов 00 минут того же дня. Указанное ходатайство административным органом не рассмотрено, протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказательств надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, свидетельствующих также о своевременном получении ООО "СВ-Транс-Мост" факсимильного извещения, административным органом суду не представлено. Иными способами о составлении протокола общество не извещалось, иных доказательств извещения кроме факсограммы не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции, с учетом документов, имеющихся в деле, показаний свидетеля Шайхуллиной О.А., обоснованно пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Указанное обстоятельство лишило общество предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения указанных недостатков отсутствует.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Судом первой инстанции установлено также, что сама проверка проводилась без уведомления общества и акт проверки составлялся без участия представителя общества, что административным органом не опровергнуто.
При таких обстоятельствах постановление административного органа обоснованно признано судом незаконным.
Правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу N А65-30765/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 июля 2010 г. по делу N А65-30765/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании