Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 24 мая 2010 г. по делу N А12-24635/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.01.2010 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по делу N А12-24635/2009,
по заявлению закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительным решения от 28.10.2009 N 212 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов,
установил:
закрытое акционерное общество "Региональная энергетическая служба" (далее - общество, ЗАО "РЭС") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области (далее - ответчик, инспекция, Межрайонная ИФНС России N 2 по Волгоградской области) о признании недействительным решения от 28.10.2009 N 212 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.01.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Межрайонную ИФНС N 2 России по Волгоградской области в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в адрес ЗАО "РЭС" были направлены:
- требование от 24.09.2009 N 743 с предложением уплатить в добровольном порядке в срок до 13.10.2009 НДС за 2 квартал 2009 г. в размере 8386860 руб., пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 500060 руб. 71 руб.;
- требование от 18.09.2009 N 864 с предложением уплатить в добровольном порядке в срок до 09.10.2009 пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 679 руб. 91 коп.;
- требование от 21.09.2009 N 865 с предложением уплатить в добровольном порядке в срок до 09.10.2009 пени по ЕСН, зачисляемому в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 20732 руб. 33 коп.;
- требование от 21.09.2009 N 866 с предложением уплатить в добровольном порядке в срок до 09.10.2009 пени по ЕСН, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 11492 руб. 05 коп.;
- требование от 21.09.2009 N 867 с предложением уплатить в добровольном порядке в срок до 09.10.2009 пени по налогу на имущество в сумме 9958 руб. 05 коп.;
- требование от 21.09.2009 N 878 с предложением уплатить в добровольном порядке в срок до 09.10.2009 пени по НДС в сумме 266489 руб. 35 коп.
Поскольку указанные суммы налога и пени в установленный в требованиях срок обществом уплачены не были, налоговым органом в соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ были приняты решения от 13.10.2009 N 1107, от 15.10.2009 N 1111, N 1110, N 1108, N 1109, от 16.10.2009 N 1120 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
В связи с недостаточностью денежных средств на расчетных счетах ЗАО "РЭС", налоговым органом 28.10.2009 на основании статей 46, 47 НК РФ приняты решение N 212 и постановление N 201 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя".
Не соглашаясь с доводами налогового органа, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного его имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ) с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 22.06.2006 N 25 Закон о банкротстве не предусматривает принудительное исполнение службой судебных приставов-исполнителей решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства.
Принудительное взыскание налогов и пеней после признания общества несостоятельным (банкротом) является неправомерным и нарушает очередность удовлетворения текущих требований кредиторов, установленную статьей 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).
Согласно пункту 12 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" в случае поступления исполнительного документа в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума ВАС РФ N 59 по смыслу абзаца 9 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты принятия судом решения о признании должника банкротом ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в целях устранения препятствий конкурсному управляющему в исполнении им своих полномочий по распоряжению имуществом должника и других обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
По делу установлено, что определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.03.2009 по делу N А12-1630/2009 в отношении ЗАО "РЭС" введена процедура наблюдения.
Решением от 21.08.2009 по делу N А12-1630/2009 ЗАО "РЭС" признано банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство. Решение N 212 и постановление N 201 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика вынесено 28.10.2009, то есть после признания общества банкротом.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что взыскание налога и пени в порядке статьи 47 НК РФ, независимо от того, когда возникла указанная задолженность за счет имущества организации, признанной несостоятельной (банкротом), является недопустимым, и противоречит статье 126 Федерального Закона "О несостоятельности" (банкротстве).
Что касается доводов, приведенных в дополнении к кассационной жалобе, коллегия считает их необоснованными, не относящимся к существу спора.
В рамках данного дела оспаривается неправомерность вынесенного решения о взыскании задолженности за счет имущества должника после признания его банкротом, что противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы направленными на переоценку установленных судами обстоятельств. В связи с чем не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.01.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по делу N А12-24635/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2010 г. по делу N А12-24635/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании