Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 30 марта 2010 г. по делу N А49-3494/2009
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 21 октября 2009 г. N А49-3494/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная компания "Домостроитель", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.12.2009 по делу N А49-3494/2009,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Акционерная компания "Домостроитель", г. Пенза, к обществу с ограниченной ответственностью "Горводоканал", г. Пенза, о заключении договора, при участии третьих лиц: администрации г. Пензы, г. Пенза, Управления по имущественным и градостроительным отношениям г. Пензы, г. Пенза, Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы,
установил:
решением Арбитражного суда Пензенской области от 28.12.2009 пункты 2.1, 2.2, 2.3.1, 2.3.2, 3.6, 3.7, 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.3.8, 4.4.2, 4.6 в редакции общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - ООО "Горводоканал"), изложенной в тексте договора подключения к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения от 03.04.2009.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Акционерная компания "Домостроитель" (далее - ОАО "АК "Домостроитель") просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, спорные пункты договора от 03.04.2010 принять в редакции заявителя жалобы.
В заседании кассационной инстанции 22.03.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 24.03.2010.
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованного судебного акта, находит его подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ОАО "АК "Домостроитель" обратилось к ООО "Горводоканал" с требованием о понуждении подключения к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения от 03.04.2009 на условиях истца.
Возникшие разногласия истец пытался урегулировать путем направления ответчику протокола разногласий от 03.04.2009, который был отклонен ООО "Горводоканал".
Стороны пришли к соглашению по пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 4.1.2, 4.1.3, 4.3.7, 4.8 договора, изложив их в протоколе согласования разногласий от 06.07.2009.
Ответчик согласился на предложение истца исключить из текста договора пункты 2.4, 4.2.1, 4.3.10.
Стороны сформулировали пункт 6.6 договора в части оформления результатов исполнения обязательств, установив, что факт исполнения условий договора подтверждается актом.
По пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.3.1, 2.3.2, 3.6, 3.7, 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.3.8, 4.4.2, 4.6 разногласия сторон связаны с предложением исполнителя заказчику произвести оплату за подключение. Истец, заказчик по договору, просит исключить спорные пункты из договора, так как не считает себя лицом, обязанным производить оплату за подключение: для подключения строительного объекта истца не требуется создания сетей инженерно-технического обеспечения.
Доводы истца ответчиком не приняты со ссылкой на содержание инвестиционной программы ООО "Горводоканал" на 2007-2009 г., утвержденной решением Пензенской городской Думы от 27.02.2007 N 565-31/4. Расчет суммы платежа за подключение произведен ответчиком в соответствии с тарифами, установленными постановлением главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 N 326 и техническими условиями от 05.06.2007 N 06-71624-2, выданными ответчиком истцу.
Строительство 360-квартирного жилого дома, расположенного в границах земельного участка 58629:03:008 001:0082 по адресу: г. Пенза, ул. Ивановская, стр. N 21, микрорайон ДСК, производится истцом на основании разрешения на строительство от 02.12.2007 RU N 58304000-170.
Для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ответчиком 05.06.2007 были выданы истцу технические условия N 06-71624-2, содержащие условие об оформлении договора на подключение к коммунальным сетям.
Порядок заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, пунктом 12 которых определены существенные условия договора о подключении, к числу которых относится размер платы за подключение и порядок ее внесения.
Согласно пункту 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры размер платы за подключение определяется в зависимости от наличия в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, связанных с увеличением мощности или пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства. Расчет платы производится на основании утвержденного тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
Подпунктом 3 пункта 14 Правил предусмотрена возможность не взимания платы за подключение, в случае отсутствия необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности или пропускной способности сети, к которой будет подключаться заказчик.
Решением Пензенской городской Думы от 27.02.2007 N 565-31/4 утверждена инвестиционная программа ООО "Горводоканал" на 2007-2009 г. В пункте 14 раздела III программы предусмотрены мероприятия по строительству внеплощадочного водопровода Д-300 мм в мкр. ДСК-2 - ул. Ивановская. В пункте 8 (раздел водоотведение) мероприятий предусмотрено строительство блока очистных сооружений (мкр. Терновка), срок выполнения мероприятий определен условиями программы в 2009 году.
Территориальные строительные объекты, указанные в инвестиционной программе, и строительный объект истца находятся в одном микрорайоне.
Технические условия на подключение к сетям (от 05.06.2007 N 06-71624-2) и разрешение на строительство жилого дома (от 02.12.2007 RU N 58304000-170) были получены истцом после утверждения инвестиционной программы 27.02.2007.
При получении технических условий на подключение в действующую сеть истец был поставлен ответчиком в известность о необходимости внесения платежа в соответствии с условиями инвестиционной программы.
Инвестиционная программа ответчиком в полном объеме не реализована.
Наличие инвестиционной программы, утвержденных тарифов на подключение (в редакции постановления главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 N 326), отсутствие между сторонами спора по нагрузке при подключении позволили суду принять пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.3.1, 2.3.2, 3.6, 3.7, 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.3.8, 4.4.2, 4.6 в редакции ООО "Горводоканал".
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пунктам 7, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за их подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - постановление N 360) утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила заключения и исполнения публичных договоров), в соответствии с пунктом 5 которых договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Следовательно, договор о подключении является обязательным для заключения.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Таким образом, договор должен соответствовать правилам, действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Условия о плате за подключение и порядке ее внесения являются существенными для договора о подключении.
Размер платы за подключение определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение (пункт 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ, пункт 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров).
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона N 210-ФЗ плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта.
Исходя из содержания статьи 13 Закона N 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра. Согласно пункту 4 этой же статьи периоды действия тарифов на подключение не могут быть менее 3-х лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ и их этапов.
При оценке инвестиционной программы ответчика на 2007-2009 г. на предмет включения в нее мероприятий, связанных с созданием (реконструкцией) сетей инженерно-технического обеспечения либо по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой должно быть произведено подключение объекта истца, суд указал на то, что в подтверждение технической необходимости расширения сети водоснабжения и водоотведения в районе Терновки, являющейся единой сетью, обеспечивающей бесперебойное снабжение водой и водоотведение жилых домов, расположенных по ул. Ивановской (включая строительный объект истца), разработчики инвестиционной программы сослались на техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО "Горводоканал" на 2007-2009 г. (исполнитель государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский институт коммунального хозяйства и строительства"). Целью технических мероприятий являлось недопущение ожидаемого в 2010 году дефицита в обеспечении водопотребления и водоотведения. К строительным объектам, обеспечивающим дефицит водопотребления и водоотведения в микрорайоне домостроительного комбината (ДСК) района Терновки, ответчик и третьи лица при разработке программы относили все вновь построенные после утверждения программы объекты, в том числе и 360-квартирный жилой дом истца, ввод в эксплуатацию которого предполагался в период действия инвестиционной программы.
При этом в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 99) предоставление проектных решений, подтверждающих необходимость увеличения мощности и пропускной способности сети для подключения каждого планируемого к застройке объекта, не требуется, так как это не предусматривают цели и задачи инвестиционных программ (пункты 9, 10 Методических рекомендаций).
В инвестиционной программе ответчика на 2007-2009 г. были предусмотрены необходимые технические мероприятия для увеличения мощности и снижения нагрузки на сети по микрорайонам города, в том числе с учетом планируемой застройки микрорайона Терновка, в котором предполагалось строительство объекта истца. Указанные мероприятия позволяли ответчику выдавать заказчикам технические условия на подключение строительных объектов в существующую сеть без выполнения отдельными заказчиками дополнительных строительных мероприятий, но с оплатой за подключение в связи с необходимостью реализации мероприятий инвестиционной программы.
Суд, ссылаясь на мнение лиц, участвующих в деле, отметил, что требования истца о предоставлении суду конкретных проектно-технических решений, подтверждающих необходимость выполнения технических мероприятий для непосредственного подключения к сетям водоотведения и водопотребления жилого дома истца, при наличии инвестиционной программы не основано на законе. Суд указал на то, что подобного рода документация действительно необходима для определения сторонами расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения объекта на границе земельного участка при отсутствии утвержденной инвестиционной программы или отсутствии в ней мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой намерен подключиться заказчик.
При этом суд отметил, что срок реализации инвестиционной программы 2007-2009 г. истекал на дату принятия судебного акта, а в инвестиционную программу последующего периода спорные мероприятия не были включены. По делу установлено, что ответчиком в полном объеме не реализована инвестиционная программа, истец имеет техническую возможность подключения к сети без дополнительного расширения сети, за реализацию мероприятий инвестиционной программы отвечает ООО "Горводоканал".
Вместе с тем судом не дана правовая оценка тому, что перечисленные в инвестиционной программе мероприятия необходимы для подключения к сетям водоотведения и водопотребления жилого дома истца, и без их проведения это не возможно. Доказательства, подтверждающие данное обстоятельство, по делу не истребовались и не исследовались. Суд не указал правовые основания включения в инвестиционную программу по развитию объектов водоснабжения за определенный период платы при наличии достаточной мощности и пропускной способности сети для подключения объекта к данным сетям.
Суд не установил, какие доказательства имеются у ответчика в подтверждение невозможности заключения договора на предложенных истцом условиях. В соответствии с пунктом 18 Правил бремя доказывания наличия оснований для отказа от заключения договора о подключении лежит на исполнителе.
Названные обстоятельства являются существенными для разрешения заявленного по иску требования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.12.2009 по делу N А49-3494/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 марта 2010 г. по делу N А49-3494/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании