Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 26 июля 2010 г. по делу N А57-23763/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.12.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 по делу N А57-23763/2009,
по заявлению Балашовской районной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" Саратовского областного общества охотников и рыболовов - региональной общественной организации к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области о признании недействительным предписания от 12.10.2009 N 1/01-02-12, а также о взыскании судебных расходов в сумме 1597 рублей 50 копеек,
установил:
Балашовская районная общественная организация "Общество охотников и рыболовов" Саратовского областного общества охотников и рыболовов - региональная общественная организация (далее по тексту - заявитель, общество) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании предписания от 12.10.2009 года N 1/01-02-12 Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (далее по тексту - комитет) недействительным, а также о взыскании судебных расходов в сумме 1597 рублей 50 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.12.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 заявленные требования удовлетворены в части. Предписание от 12.10.2009 N 1/01-02-12, вынесенное комитетом, признано недействительным. С комитета в пользу заявителя взысканы судебные расходы в сумме 1310 рублей 90 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании судебных расходов отказано.
В кассационной жалобе комитет просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив правильность применения судами при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, комитетом была проведена внеплановая проверка выполнения обществом требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами при осуществлении пользования объектами животного мира за период с 17.09.2009 по 07.10.2009,
По результатам проверки составлен акт от 09.10.2009 N 01-01-02, в котором указано, что обществом при осуществлении пользования объектами животного мира допущены нарушения действующего законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования объектами животного мира, которые выразились в том, что путевки на добывание пернатой дичи в летне-осенний период выдаются гражданам на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром серии ХХ N 9072, выданной управлением Россельхознадзора по Саратовской области, в отсутствие у общества решения Правительства Саратовской области о предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и договора с органом исполнительной власти области о предоставлении такой территории, акватории.
На основании данного акта комитетом вынесено оспариваемое предписание от 12.10.2009 N 1/01-02-12 о прекращении обществом выдачи путевок на добывание объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, с момента получения данного предписания до получения территории, акватории в пользование в установленном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что отсутствие решения уполномоченного органа о предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и договора с органом исполнительной власти области о предоставлении такой территории, акватории, не является следствием нарушений со стороны общества.
Довод заявителя в кассационной жалобе о том, что поскольку право пользования животным миром должно быть обусловлено наличием у юридического лица трех документов в совокупности (решения органа исполнительной власти о предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, одноименного договора и долгосрочной лицензии), а на момент проверки у общества имелась только долгосрочная лицензия, то выдача гражданам путевок на добывание пернатой дичи нарушает требования абзаца 2 статьи 33 и абзаца 5 статьи 35 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), отклоняется судебной коллегией кассационной инстанции в силу следующего.
Абзацем 2 статьи 33 и абзацем 5 статьи 35 Закона о животном мире предусмотрен порядок владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией (в течение срока, указанного в ней) и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Согласно статье 1 Закона о животном мире пользователями животного мира могут быть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Согласно абзаца 1 статьи 4 указанного Закона, животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
В соответствии с абзацем 1 статьи 33 Закона о животном мире объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
Абзацами 1, 2 статьи 36 Закона о животном мире установлено, что предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Закона о животном мире порядок выдачи лицензий, в соответствии с которым для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Губернатора Саратовской области от 30.04.1998 N 222 за обществом были закреплены охотничьи угодья в границах и площадях территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром в соответствии с заявкой, на основании которого 01.06.1998 заключен договор о предоставлении в безвозмездное пользование охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства на территории Балашовского района Саратовской области.
13.07.2006 обществу выдана долгосрочная лицензия серии XX N 9072 со сроком действия до 13.07.2031. Из содержания данной лицензии усматривается, что границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, и условия пользования животным миром определены в соответствии с заявкой.
Получение долгосрочной лицензии было произведено на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 29.03.2005 по делу N А57-9488/04-17-35.
В материалах дела каких-либо доказательств подтверждающих, что данная лицензия аннулирована, и общество лишено права осуществлять свою деятельность, связанную с пользованием животным миром, не имеется.
Поскольку в 2008 году сроки действия постановления Губернатора Саратовской области от 30.04.1998 N 222 и договора от 01.06.1998 истекли, общество обратилось в Правительство Саратовской области с заявлением о принятии соответствующего решения и заключении договора.
Как правомерно установлено судами первой и апелляционной инстанции, у общества, обладающего действующей долгосрочной лицензией, полученной при наличии постановления Губернатора Саратовской области от 30.04.1998 N 222 и договора от 01.06.1998, не было оснований для самостоятельного обращения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с заявкой на получение объектов животного мира на территории Российской Федерации в порядке, установленном Законом о животном мире, а также отсутствовала обязанность по обращению в уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания для заключения договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром в порядке статьи 37 указанного Закона.
С учетом того, что в результате истечения срока действия постановления N 222 создалась ситуация, при которой на территории охотничьего хозяйства общество осуществляет деятельность на основании долгосрочной лицензии, а решение о предоставлении соответствующих территорий или акваторий органом государственной власти не принято, а также, что принятие решения о предоставлении соответствующих территорий или акваторий, которое в дальнейшем является основанием для заключения договора, не зависит от воли общества (являющейся отправной точкой, по мнению комитета, для принятия такого решения), а находится именно в ведении государственного органа, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о незаконности оснований, по которым комитет предписал обществу прекратить выдачу путевок на добывание объектов животного мира.
В судебном заседании кассационной инстанции 21.07.2010 представитель комитета сослалась на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А57-9012/08, в соответствии с которым в удовлетворении предъявленных требований заявителя по настоящему делу об обязании ответчика вынести решение о предоставлении территории для ведения охотничьего хозяйства и о понуждении заключить договор об использовании данной территории - было отказано. С точки зрения представителя комитета, данный судебный акт по делу N А57-9012/08 имеет для настоящего дела преюдициальное значение.
Вместе с тем судебная коллегия кассационной инстанции данный вывод считает ошибочным, поскольку по настоящему делу оспаривается ненормативный правовой акт в виде предписания комитета, вынесенный 12.10.2009, и судебный акт от 22.06.2010 по делу N А57-9012/08, то есть вынесенный намного позже оспариваемого по настоящему делу предписания, не может являться преюдициальным фактом для настоящего дела ввиду запрета придания ему обратной силы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела, и обстоятельства дела достаточно полно исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.12.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 по делу N А57-23763/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 июля 2010 г. по делу N А57-23763/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании