Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 6 августа 2010 г. по делу N А57-11/2009
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. N 15361/10 настоящее постановление отменено
См. также Постановление ФАС ПО от 26 августа 2009 г. N А57-11/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 6 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Саратовский комбинат хлебопродуктов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А57-11/2009,
по заявлению открытого акционерного общества "Саратовский комбинат хлебопродуктов", г. Саратов, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Саратов, о признании незаконным отказа от заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, об обязании заключить договор купли-продажи недвижимого имущества на условиях представленного проекта договора, при участии заинтересованных лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", филиала Федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" по Саратовской области,
установил:
открытое акционерное общество "Саратовский комбинат хлебопродуктов" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее - ТУ ФАУГИ по Саратовской области, ответчик, управление) о признании незаконным его отказа от заключения договора купли-продажи недвижимого имущества - нежилого шестиэтажного здания производственного корпуса, общей площадью 3213,3 кв.м, литер Б, с техническим этажом, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, дом 18, а также обязать ответчика заключить договор купли-продажи недвижимого имущества нежилого шестиэтажного здания производственного корпуса общей площадью 3213,3 кв.м, литер Б, с техническим этажом, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, дом 18, на условиях представленного проекта договора.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.04.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указали, что спорный объект недвижимого имущества не является вновь выявленным имуществом, подлежавшим внесению в уставной капитал общества.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2009 решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.04.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 отменены в связи с неправильным толкованием норм материального права, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2010, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе общество просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, полагая вышеуказанные судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное государственное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее по тексту - ФГУК "АУИПИК") в лице филиала по Саратовской области в отзыве, представленном на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании 27.07.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 03.08.2010 до 12.00.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, согласно Уставу общества, утвержденному внеочередным собранием акционеров от 01.10.2008, открытое акционерное общество "Саратовский комбинат хлебопродуктов" создано в результате приватизации государственного предприятия "Саратовский комбинат хлебопродуктов".
В соответствии с планом приватизации, утвержденным решением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.04.1993 N 880, в состав имущества, подлежащего приватизации, не включен объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, дом 18, а именно: здание мельницы с размольным, зерноочистительным и выбойным отделением, 1900 года постройки. Пунктом 9 плана приватизации предусматривалось использование данного объекта по назначению и содержание его на балансе акционерного общества.
Приказом Министерства культуры Правительства Саратовской области от 19.06.2001 N 1-10/177 "Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области" здание административно-производственное, входящее в мельничный комплекс, по адресу г. Саратов, ул. Набережная,18, общей площадью 3213,3 кв.м, как вновь выявленный объект историко-культурного наследия поставлено на учет.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранное обязательство).
22 января 2007 года на указанный объект недвижимости зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем выдано свидетельство серии 64 АБ N 540618.
21 апреля 2008 года заявитель оформил охранное обязательство N 27 в отношении указанного здания, в соответствии с которым несет затраты по содержанию объекта недвижимого имущества.
Заявитель, являясь арендатором указанного объекта недвижимости в соответствии с договором аренды от 28.12.2005 N 44-2427, обратился к ответчику с заявлениями от 29.08.2008 N 201-юр, о разрешении вопроса о выкупе вышеуказанного объекта недвижимости по рыночной цене, полагая, что обладает исключительным правом на выкуп спорного имущества. Письмом от 12.09.2008 N 03-7545 управление отказало в заключении договора купли-продажи нежилого шестиэтажного с техническим этажом производственного корпуса площадью 3213,3 кв.м, литер Б, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, дом 18 в связи с отсутствием соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом о целесообразности отчуждения указанного недвижимого имущества из федеральной собственности.
Не согласившись с данным отказом, ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" обратилось в суд первой инстанции с настоящим иском, полагая, что в силу пункта 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) имеет исключительное право на выкуп вышеуказанного объекта недвижимости по рыночным ценам.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, посчитали необоснованным довод заявителя о том, что ТУ ФАУГИ по Саратовской области вправе самостоятельно заключить договор купли-продажи недвижимого имущества без соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в силу следующего.
Пунктом 16 статьи 43 Закона о приватизации предусмотрено, что при выявлении имущества, подлежавшего внесению в уставной капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене. Не выкупленное открытым акционерным обществом имущество приватизируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 13.11.2006 N ЛП-06/26075 "О реализации пункта 16 статьи 43 Закона о приватизации", указанное право приобретения имущества по рыночной цене может быть реализовано обществом только в случае намерения собственника продать соответствующее имущество, и не является обязанностью для собственника осуществить продажу указанного имущества.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05,2008 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению Государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее по тексту - Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по организации продажи приватизируемого федерального имущества.
Свою деятельность Росимущество, на основании пункта 4 Положения N 432, осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно разделу II пунктам 1, 3 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее по тексту - Положение о территориальном управлении) оно осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Саратовской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Саратовской области. Осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории Саратовской области участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности, а также иного федерального имущества, находящегося на территории Саратовской области, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Суды первой и апелляционной инстанций, проведя анализ и оценку Положения о территориальном управлении, пришли к выводу, что решение о продаже соответствующего имущества в рамках реализации первоочередного права его приобретения принимает Росимущество либо его территориальное управление по месту нахождения соответствующего имущества, но на основании поручения Росимущества.
Отсутствие соответствующего поручения со стороны Росимущества в данном случае служит препятствием для реализации обществом права на выкуп спорного объекта недвижимости.
Заявителем доказательства получения ТУ ФАУГИ по Саратовской области от Росимущества поручения об отчуждении обществу спорного недвижимого имущества из федеральной собственности судам первой и апелляционной инстанций не представлены.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что при наличии у заявителя первоочередного права приобретения спорного имущества по рыночной цене, но при отсутствии доказательств обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, оснований для удовлетворения заявленных ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" требований не имеется.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А57-11/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 августа 2010 г. по делу N А57-11/2009
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. N 15361/10 настоящее постановление отменено
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании