Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 23 апреля 2010 г. по делу N А72-9363/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.11.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 по делу N А72-9363/2009,
по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Новый город", г. Ульяновск, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска об обязании возместить налог на добавленную стоимость,
установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Новый город" (далее - МУП ЖКХ "Новый город", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - налоговый орган, инспекция) возместить из федерального бюджета образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) над налогом, исчисленным за налоговые периоды март, апрель, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года в общем размере 14536558 руб., возвратить излишне уплаченный НДС за налоговые периоды с января 2005 года по декабрь 2005 года в сумме 13233766,4 руб., и взыскать проценты за задержку возврата НДС в сумме 2775836,19 руб., и 2873749,48 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.11.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт, считая, что судами при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права и дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу МУП ЖКХ "Новый город" просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что судебные акты приняты при всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела с учетом всех фактических обстоятельств дела.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель предприятия возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право на зачет (возврат) сумм излишне уплаченных налогов.
Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налогов регламентирован в статье 78 Кодекса.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в силу подпунктов 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Пункт 2 статьи 176 Кодекса предусматривает, что налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС в течение семи дней по окончании проверки, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога.
Судебными инстанциями установлено, что 19.10.2007 МУП ЖКХ "Новый город" обратилось в налоговый орган с заявлением N 772 (далее - заявление N 772), представив уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые периоды с августа 2004 года по декабрь 2005 года, в котором просило возместить предприятию из федерального бюджета образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов по НДС над общей суммой налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения в общем размере 21884958 руб., в следующем порядке:
5335499 руб. в форме зачета в счет уплаты НДС в бюджет за налоговые периоды август, декабрь 2004 года, май 2005 года;
16549495 руб. в форме возврата из федерального бюджета на расчетный счет, а также просил принять решение о возврате излишне уплаченного НДС в размере 16712275,40 руб.
07.12.2007 предприятие подало в инспекцию заявление от 06.12.2007 N 808 (далее - заявление N 808) о возмещении из федерального бюджета образовавшейся суммы превышения налоговых вычетов в порядке возврата за март, июль 2005 года в размере 3203669 руб., возмещении излишне уплаченного НДС за февраль, май, июль 2005 года сумме 5893123 руб.
Решения о возврате (зачете) НДС по результатам рассмотрения заявлений налогоплательщика NN 772, 808 инспекцией в 2007-2008 годах не принимались.
Представленные уточненные налоговые декларации были, в том числе, предметом повторной выездной налоговой проверки, по результатам которых налоговый орган вынес решение от 23.10.2008 N 16-14-13/38 о доначислении НДС в размере 9284548 руб., предложил уменьшить сумму НДС, предъявленного к возмещению из бюджета на 37894 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.02.2009 по делу N А72-8208/08 решение налогового органа от 23.10.2008 N 16-14-13/38 в части предложения уплатить недоимку по НДС в размере 9284548 руб. признано недействительным.
27.01.2009 и 24.02.2009 налогоплательщик подал повторные заявления на возмещение НДС.
04.02.2009 решением N 119 налоговый орган отказал в возврате НДС, в связи с несоответствием суммы, заявленной к возврату, сумме, оплаченной предприятием.
06.03.2009 налоговым органом вынесены решения N 288, N 289, N 290, которыми предприятию отказано в осуществлении зачета и возврата НДС в сумме 5138745 руб., поскольку сумма, излишне уплаченная по первоначальным декларациям, частично была зачтена в счет недоимки по НДС по решениям налогового органа, вынесенным по результатам камеральных налоговых проверок от 28.03.2008 NN 130, 131, в счет начислений по четвертой уточненной декларации за март 2005 года.
Решениями налогового органа от 06.03.2009 NN 291-299 предприятию отказано в возврате НДС за 2005 год в связи с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Кодекса (по заявлению от 24.02.2009).
Налоговым органом при проверке сумм уплаченного налога по платежным документам налогоплательщика выявлено расхождение в размере 23046 руб., которые исключены налогоплательщиком из заявленных требований.
Оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, судебные инстанции установили, что налог, подлежащий возмещению, и излишне уплаченный налог, в размерах, указанных налогоплательщиком, подтверждается материалами дела, соответствует указанным к зачету (возврату) по заявлениям налогоплательщика NN 772, 808, налоговым органом не оспаривается, и удовлетворили заявленные требования.
Суды обоснованно отклонили как несостоятельные доводы налогового органа о том, что он правомерно не возместил НДС из бюджета и не принял решение о возврате излишне уплаченного налога, поскольку, проведя проверку уточненных налоговых деклараций, принял решение от 23.10.2008 N 16-14-13/38 о доначислении НДС в размере 9284548 руб.
Суды указали, что по заявлению налогоплательщика к возмещению и возврату заявлен НДС в сумме, превышающей 27 млн.руб., которая была уменьшена проверкой только на 9 млн.руб. Препятствий для принятия налоговым органом решения о возмещении и возврате НДС в оставшейся сумме не имелось, доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Кроме этого, суды правомерно исходили из того, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.02.2009 по делу N А72-8208/08 решение налогового органа в части предложения уплатить недоимку по НДС в размере 9284548 руб. признано недействительным.
Суды отклонили довод налогового органа о правомерном отказе налогоплательщику в зачете и возврате 5138745 руб. НДС в связи с тем, что сумма, излишне уплаченная им по первоначальным декларациям, частично зачтена в счет задолженности по НДС в размере 1723 руб., 396690 руб., 1345000 руб., 632225 руб. (выявленной по результатам камеральных налоговых проверок и отраженной в решениях от 28.03.2008 NN 130, 131) и в счет начислений по четвертой уточненной декларации за март 2005 года в размере 2764830 руб.
При этом суды правомерно исходили из того, что данные четвертой уточненной декларации за март 2005 года свидетельствуют не об исчислении налога к уплате, а к уменьшению в сумме 1167335 руб.
Кроме этого, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2009 по делу N А72-2733/2008-13/136 подтверждается признание недействительными решений инспекции от 28.03.2008 N 130 и N 131.
Суды отклонили доводы налогового органа о правомерном отказе в возврате НДС за 2005 год в связи с пропуском налогоплательщиком срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 78 Кодекса (решения налогового органа от 06.03.2009 N 291-299, принятые по повторному заявлению от 24.02.2009). Суды указали на соблюдение указанных сроков, поскольку первоначальные заявления поданы налогоплательщиком в 2007 году, а заявление от 24.02.2009 является повторным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 03.07.2008 N 630-О-П, от 01.10.2008 N 675-О-П), условие реализации права налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, установленное пунктом 2 статьи 173 Кодекса, совпадает с закрепленным в качестве общего правила в пункте 7 статьи 78 Кодекса, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, трехлетним сроком подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога.
Указанная норма, позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Названный срок, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О, предназначен для предъявления соответствующего требования непосредственно налоговому органу, не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Из этого же исходит Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указывая в постановлении от 18.12.2007 N 65, что невыполнение налоговой инспекцией возложенных на нее обязанностей влечет нарушение прав налогоплательщика, в этом случае налогоплательщик, обращаясь в суд за защитой своего права на возмещение налога на добавленную стоимость, вправе предъявить как требование неимущественного характера, так и требование имущественного характера, суд обязан рассмотреть по существу требование имущественного характера, поскольку применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса такое требование может быть предъявлено в суд в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение налога на добавленную стоимость.
Из материалов дела видно, что налоговым органом был нарушен срок возврата налогоплательщику НДС, подлежащего возмещению из бюджета за 2005 год.
При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Кодекса, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Проверив порядок расчета процентов и его соответствие положениям статей 78, 176 Кодекса, который налоговым органом не оспаривался, суды обоснованно удовлетворили требование налогоплательщика о взыскании процентов в сумме 2775836,19 руб., и 2873749,48 руб. в качестве компенсации потерь в связи с несвоевременным возвратом из бюджета причитающихся ему денежных средств.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных арбитражными судами обстоятельств дела, что недопустимо в силу норм статьи 286 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в арбитражных судах первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Арбитражными судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.11.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 по делу N А72-9363/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2010 г. по делу N А72-9363/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании