Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 марта 2010 г. по делу N А55-14479/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 марта 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу N А55-14479/2009,
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения путем принятия решения, с участием третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
установил:
открытое акционерное общество "Самаранефтепродукт" (далее - заявитель, ОАО "Самаранефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным решения от 30.04.2009 N 12-1/3416/08 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0924005:508, площадью 4358 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, 177, для эксплуатации автозаправочной станции N 7, и понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения (издания приказа) о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка для эксплуатации автозаправочной станции N 7, а также путем подготовки и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка в двухнедельный срок с момента вступления в силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой предлагается решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению подателя жалобы, при рассмотрении настоящего дела судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В частности, согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий дорог, на территории общего пользования, в связи с чем не может быть приватизирован, поэтому отказ Министерства в предоставлении земельного участка является законным.
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, представителей в суд кассационной инстанции не направили, процессуальных препятствий для рассмотрения дела в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не имеется.
Проверив законность обжалованных судебных актов, рассмотрев и оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 отмене не подлежат по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судами, что общество является собственником объекта недвижимого имущества автозаправочной станции N 7, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, д. 177, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.11.2006 серия 63-АВ 236839 (л.д. 33).
Из кадастрового паспорта от 03.06.2008 N 63-00-102/08-180685 следует, что вышеуказанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке площадью 4358 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0924005:508.
03.09.2008 заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:01:0924005:508.
Письмом от 30.04.2009 N 12-1/3416/08 Министерство отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Основанием для отказа послужило то, что согласно письму Департамента от 26.03.2009 N Д05-01-01/15028-0-1 испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий дорог (по ул. Гагарина/Двадцать второго Партсъезда) и является территорией общего пользования, не подлежащей приватизации в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Общество, посчитав, что отказ в приватизации земельного участка является незаконным, оспорило его в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 15 названного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктом 12 статьи 85 настоящего Кодекса предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); а линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) именуются как красные линии.
Из анализа приведенных выше норм прав следует, что если земельный участок находится в границах красных линий, то есть относится к землям общего пользования, приватизация его невозможна в силу прямого запрета, установленного законом.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В нарушение приведенной выше нормы права Министерство не доказало установление на спорном земельном участке красных линий и нахождение данного земельного участка на землях общего пользования, в связи с чем суды обеих инстанций, оценив представленные в дело доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что у заявителя жалобы отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении обществу земельного участка в собственность и на этом основании признали незаконным такой отказ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
Судами при исследовании постановления Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, которым утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, определяющие основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Самары, охраны и использования его культурного наследия, окружающей среды и природных ресурсов, установлено, что испрашиваемый земельный участок не предусмотрен под развитие городской территории.
Кроме того, как в Генеральном плане городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, так и в Пояснительной записке к нему не содержится информации об отнесении спорного земельного участка по ул. Гагарина, 177 к землям общего пользования, а также не предусмотрено резервирование спорного земельного участка для государственных и общественных нужд городского округа Самара.
При этом ни документы по межеванию спорного земельного участка, ни правоустанавливающие документы на земельный участок, ни документы государственного кадастрового учета не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красной линии, а также, что часть данного земельного участка имеет правовой режим земель общего пользования.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что испрашиваемый земельный участок не относится к территории общего пользования, поскольку им не может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, так как он занят объектом недвижимого имущества - автозаправочной станцией.
Иных доказательств отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования судам не представлено.
Кроме того, из расшифровки акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 ГП "Самаранефтепродукт (л.д. 75) усматривается введение в эксплуатацию автозаправочной станции N 7 в 1975 году.
При таких обстоятельствах отказ Министерства в предоставлении заявителю в собственность спорного земельного участка для эксплуатации автозаправочной станции N 7, правомерно признан судами незаконным и удовлетворены заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку обстоятельства дела достаточно полно исследованы судом, им дана надлежащая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, и в силу статьи 286 АПК РФ оснований для переоценки обстоятельств дела не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу N А55-14479/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2010 г. по делу N А55-14479/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании