Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 23 июля 2010 г. по делу N А72-15322/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области в лице администрации муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области, г. Инза Ульяновской области,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу N А72-15322/2009,
по исковому заявлению конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Инзенские электрические сети" Лашина Сергея Михайловича, г. Ульяновск, к муниципальному образованию "Инзенский район" Ульяновской области в лице администрации муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области, г. Инза Ульяновской области, с участием третьих лиц: Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области, г. Инза Ульяновской области, муниципального унитарного предприятия "Инзенские электрические сети", г. Инза Ульяновской области о признании недействительным распоряжения,
установил:
Конкурсный управляющий муниципальным унитарным предприятием "Инзенские электрические сети" Лашин С.М. обратился от имени должника в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "Инзенский район" Ульяновской области (далее - МО "Инзенский район") в лице администрации муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) о признании недействительным распоряжения главы администрации МО "Инзенский район" N 262-р от 04.07.2006, изданного исполняющим обязанности Главы администрации МО "Инзенский район" Ульяновской области в части принятия в казну Инзенского района имущества муниципального унитарного предприятия "Инзенские электрические сети" (далее - МУП "Инзенские электрические сети"), находящегося у него на праве хозяйственного ведения, принятого Комитетом по управлению имуществом Инзенского района по акту приема- передачи имущества N 1.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле определением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.09.2009 привлечены МУП "Инзенские электрические сети", Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Инзенский район".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2009 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое распоряжение и оформленная актом N 1 сделка по передаче имущества противоречат статьям 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающими, что изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления. Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом
В кассационной жалобе заявитель - МО "Инзенский район" Ульяновской области в лице администрации МО "Инзенский район" Ульяновской области - просит решение и постановление отменить, в иске отказать. При этом заявитель указывает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-6047/2007 конкурсному управляющему Лашину С.М. было отказано в иске о признании недействительными распоряжения исполняющего обязанности Главы администрации Инзенского района от 04.07.2006 N 262-р и двух сделок по передаче имущества от МУП ""Инзенские электрические сети" в МО "Инзенский район". Истец в нарушение пункта 3 статьи 151 АПК РФ обратился в арбитражный суд повторно с аналогичными требованиями.
Также заявитель указывает, что имущество было принято на основании письменного обращения директора МУП "Инзенские электрические сети" от 04.07.2006 N 155.
Кроме того, при рассмотрении дела не были привлечены к участию в деле администрация МО Инзенское городское поселение и Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МО Инзенское городское поселение.
Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, МУП "Инзенские электрические сети" было создано распоряжением Главы администрации Инзенского района от 26.06.2002 N 249-р учредителем является Комитет по управлению имуществом муниципального района. Согласно уставу имущество предприятия, переданное учредителем, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.06.2006 в отношении МУП "Инзенские электрические сети" введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.02.2007 МУП "Инзенские электрические сети" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
После введения процедуры наблюдения администрация муниципального образования "Инзенский район" издала распоряжение N 262-р от 04.07.2006, согласно которому на основании письма директора муниципального унитарного предприятия "Инзенские электрические сети" от 04.07.2006 N 155 обязала Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Инзенского района принять в казну Инзенского района имущество муниципального унитарного предприятия "Инзенские электрические сети" согласно прилагаемому перечню.
По акту N 1 МУП "Инзенские электрические сети" передано в Комитет по управлению имуществом Инзенского района имущество Инзенского района, переданное предприятию в хозяйственное ведение распоряжением комитета по управлению имуществом Инзенского района N 257-р от 21.04.2003 балансовой стоимостью 10073845,77 руб. остаточной стоимостью 798454,09 руб. (л.д. 91-94, т. 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Федерального Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) сделка, совершенная должником, в том числе сделка, совершенная должником до даты введения внешнего управления, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
В соответствии со статьей 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 5 указанной статьи унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам только принадлежащим ему имуществом.
Согласно пункту 7 статьи 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
Положения статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ предусматривают, что изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
В соответствии с разделом 2 "Предмет и цель деятельности предприятия" устава МУП "Инзенские электрические сети" создано в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей предприятий, организаций и населения в услугах бесперебойного электроснабжения предприятий, организаций и жилого фонда г. Инза, р.п. Глотовка, с. Дубенки.
Передача имущества по акту N 1 во исполнение оспариваемого распоряжения лишает предприятие возможности осуществления уставной деятельности.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы о том, что истец повторно обратился с требованиями, которые уже были предметом рассмотрения арбитражного суда по делу N А72-6047/2007, являются несостоятельными.
Предметом рассмотрения по делу N А72-6047/2007 являлись требования о признании недействительным распоряжения N 262-р от 04.07.2006 как сделки, заключенной с нарушением статьи 64 Закона о банкротстве.
Таким образом, требования в рамках дела N А72-6047/2007 заявлялись по иным основаниям, нежели в рамках настоящего дела.
Доводы о необходимости привлечения к участию в деле администрации МО "Инзенское городское поселение" и Комитета по управлению муниципальной собственностью и земельных отношениях МО "Инзенское городское поселение" не могут приниматься во внимание.
Оспариваемые судебные акты непосредственно о правах и обязанностях указанных лиц не принимались, доводы о нарушении их прав и заявленных интересов документально не подтверждены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу N А72-15322/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2010 г. по делу N А72-15322/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании