Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 сентября 2010 г. по делу N А55-3315/2009
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 29 октября 2009 г. N А55-3315/2009
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу N А55-3315/2009,
по заявлению закрытого акционерного общества "Нива", с. Тимофеевка, Ставропольский район, Самарская область, к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область, о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ТГК", г. Тольятти, Самарская область,
установил:
открытое акционерное общество "Нива" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия), выразившегося в несовершении действий по изъятию у заявителя путем выкупа в муниципальную собственность земельного участка площадью 588301 кв.м (кадастровый номер 63:09:0303070:520) по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, городское кладбище, и обязании мэрии городского округа Тольятти изъять у открытого акционерного общества "Нива" в муниципальную собственность путем выкупа земельный участок площадью 588301 кв.м (кадастровый номер 63:09:0303070:520) по указанному адресу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 13.08.2009 удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении наименования общества в связи с изменением его типа с открытого акционерного общества "Нива" на закрытое акционерное общество "Нива" (далее - ЗАО "Нива").
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 указанное решение суда отменено, требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2009 решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
После нового рассмотрения решением Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 решение Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2010 отменено: заявленные ЗАО "Нива" требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие мэрии городского округа Тольятти, выразившееся в несовершении действий по изъятию у ОАО "Нива" путем выкупа в муниципальную собственность земельного участка площадью 588301 кв.м (кадастровый номер 63:09:0303070:520) по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, городское кладбище. На мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность издать постановление об изъятии у ЗАО "Нива" в муниципальную собственность вышеназванного земельного участка. Направить в адрес ЗАО "Нива" проект договора о приобретении мэрией городского округа Тольятти вышеназванного земельного участка. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, мэрия обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просила постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В кассационной жалобе заявитель указал на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Нива" просило постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения и постановления, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, считает постановление апелляционного суда законным и не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 588301 кв.м, кадастровый номер 63:09:0303070:520, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, городское кладбище, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.10.2008.
Распоряжением мэра г. Тольятти от 30.04.2003 N 1071-1/р негосударственному учреждению по оказанию ритуальных услуг "ТГК" в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела разрешено производить захоронения на городском кладбище северо-восточнее с. Тимофеевка (т. 1 л.д. 10).
Между мэрией г. Тольятти (город) и негосударственным учреждением по оказанию ритуальных услуг "ТГК" (инвестор) был заключен инвестиционный договор от 22.10.2001 N 266/02-01, предметом которого является предоставление городом инвестору права на проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию комплекса похоронного назначения (места погребения) г. Тольятти в установленных границах земельного участка площадью 100 га (кадастровый участок 63:09:03067:У02), расположенного северо-восточнее с. Тимофеевка Ставропольского района Самарской области.
В дальнейшем негосударственное учреждение по оказанию ритуальных услуг "ТГК" было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью "ТГК".
Из исполнительной съемки земельного участка площадью 588301 кв.м (кадастровый номер 63:09:0303070:520) по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, городское кладбище и объяснений сторон следует, что часть данного земельного участка площадью 326169,9 кв.м занята захоронениями и территорией кладбища, находящейся в фактическом владении и пользовании ООО "ТГК".
Письмами от 27.10.2008 N 461 и от 15.12.2008 N 526 заявитель предложил мэрии принять решение об изъятии земельного участка кадастровый номер 63:09:0303070:520 путем выкупа в муниципальную собственность.
Ответы на вышеназванные письма получены заявителем не были, что и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на тот факт, что заявителем не подтвержден довод о необходимости в изъятии именно земельного участка площадью 58,8 га, поскольку пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) предусмотрено, что размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Апелляционный суд признал данный вывод ошибочным и указал, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования об изъятии земельного участка путем выкупа.
Судебная коллегия признает выводы апелляционного суда соответствующими материалам дела и нормам права в силу следующего.
В силу статей 11, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава городского округа Тольятти, выкуп земельных участков для муниципальных нужд в границах городского округа Тольятти отнесен к компетенции мэрии.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ).
Из материалов дела следует, что рабочий проект "Городское кладбище" разработан в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным решением 12-й сессии Тольяттинского городского Совета народных депутатов от 21.10.1993, что подтверждается письмом муниципального учреждения "Архитектура и градостроительство" от 02.08.2001 N 975.
Рабочий проект был разработан на основании архитектурно-планировочного задания N 38, выданного 19.09.2001 Департаментом по строительству, архитектуре и землепользованию мэрии г. Тольятти.
На момент проектирования выбор и отвод участков для строительства кладбищ производился в соответствии с "Санитарными правилами устройства и содержания кладбищ" N 1600-77.
Отвод земельного участка под кладбище, проекты устройства новых кладбищ, расширения и реконструкции действующих кладбищ подлежат согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. (1.3-1.4 "Санитарных правил устройства и содержания кладбищ" N 1600-77).
По рабочему проекту "Городское кладбище" было выдано положительное заключение Центра Госсанэпиднадзора г. Тольятти от 14.02.2002 N 26 по отводу земельного участка площадью 100 га, санитарно-эпидемиологическое заключение по проектной документации (от 04.06.2002 N 63.20.05.452 Т000321).
Кроме того, выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы по рабочему проекту "Городское кладбище в г. Тольятти", утвержденное приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Самарской области от 05.03.2003 N 79-Э.
Таким образом, выбор земельного участка был осуществлен в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, определяющего требования к проектированию и строительству.
Рабочий проект "Городское кладбище" предусматривал размещение кладбища на земельном участке площадью свыше 40 га.
Пунктом 8.4 "МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации предусмотрена возможность размещения кладбища на территориях с площадью свыше 40 га. При этом следует предусматривать зону моральной защиты (ЗМЗ) между участками площадью до 40 га. Ширину ЗМЗ рекомендуется устанавливать с расчетом прокладки в ней магистральной дороги с комплексом инженерных систем и сетей, а также двухрядных посадок деревьев и кустарников с каждой стороны дороги.
Таким образом, размещение кладбища на земельном участке площадью свыше 40 га не противоречит законодательству.
Потребность в размещении городского кладбища именно на спорном участке подтверждается постановлением Тольяттинской городской Думы от 09.07.2004 N 1190 "Об утверждении проекта корректировки Генерального плана г. Тольятти до 2015 года", постановлением Тольяттинской городской Думы от 10.07.2002 N 504 "О Правилах землепользования и застройки в г. Тольятти".
Кроме того, действующими с 27.01.2009 Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059, спорный земельный участок также отнесен к зоне С-1 "Кладбища и мемориальные парки".
Статьей 4 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено, что создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В связи с тем, что на спорном земельном участке уже располагается городское кладбище, то заявитель не может пользоваться в отношении этого участка правами, предусмотренными статьей 209 ГК РФ. Не может заявитель использовать земельный участок в силу статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ и в будущем.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, апелляционный суд пришел к правильному выводу, что требование о необходимости изъятия земельного участка является правомерным, поскольку основанием для изъятия земельного участка, в том числе путем выкупа, является тот факт, что Тольяттинское городское кладбище, созданное для муниципальных нужд и являясь местом погребения, в силу статьи 279 ГК РФ и пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ, должно быть муниципальным.
Исключительность изъятия, указанная как один из признаков его основания, указанных в пункте 1 статьи 49 ЗК РФ, является невозможность переноса захоронений в силу статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ, а значит и защиты прав собственника иным способом, предусмотренным ГК РФ.
При этом понуждение органа местного самоуправления к оформлению процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд, фактически используемого им, есть способ защиты нарушенных гражданских прав, предусмотренный статьей 12 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В соответствии со статьей 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно статье 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Таким образом, передача в собственность муниципалитета спорного земельного участка возможна либо путем выкупа после достижения согласия с собственником о выкупной цене, либо путем выкупа по решению суда в соответствии со статьей 282 ГК РФ.
Таким образом, выводы апелляционного суда являются законными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно, всесторонне и объективно исследованы судебной коллегией, но подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не опровергают выводов суда и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу N А55-3315/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу N А55-3315/2009, принятое определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2010, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2010 г. по делу N А55-3315/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании