Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 20 сентября 2010 г. по делу N А55-37056/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Самарской области", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по делу N А55-37056/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реконструкция плюс", г. Тольятти, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Самарской области", г. Самара, мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти, общество с ограниченной ответственностью "Тольяттинский Центр Недвижимости", г. Тольятти,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Реконструкция плюс" (далее - заявитель, ООО "Реконструкция плюс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом заявления об изменении предмета требований) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 17.11.2009 N 63-00-119/09-174324 об отказе в кадастровом учете вновь образуемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления кадастрового учета образуемых земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025 по заявлению мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия) об осуществлении кадастрового учета от 09.10.2009 N 63-09-119/09а-2843.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 решение Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Самарской области" (далее - ФГУ "ЗКП по Самарской области") просит обжалуемые судебные акты отменить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Реконструкция плюс" по договору аренды от 25.12.2003 N 859 Мэрией предоставлен земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:0025, расположенный по адресу: г. Тольятти, Комсомольское шоссе 68.
В целях приобретения права собственности заявителя на часть этого земельного участка, не входящего в береговую полосу Куйбышевского водохранилища, дальнейшего землепользования и эксплуатации зданий и сооружений туристической базы "Волна", произведены кадастровые работы по разделу земельного участка, арендуемого заявителем.
9 октября 2009 г. представителем Мэрии (собственником земельного участка) в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков площадью 45627,0 кв.м и 4897,0 кв.м, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025 подано заявление N 63-09-119/09а-2843 с приложением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков площадью 45627,0 кв.м и 4897,0 кв.м, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025.
Решением от 17.11.2009 N 63-00-119/09-174324 отказано в кадастровом учете вновь образуемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025 в связи с непредставлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Не согласившись с указанным решением заинтересованного лица, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) объектами земельных отношений могут выступать только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.
Для кадастрового учета достаточно межевого плана, содержащего описание местоположения границ земельного участка. Межевой план состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или участках (статья 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). Определение границ части земельного участка посредством геодезических данных является достаточным для идентификации части земельного участка.
В связи с чем суды сделали правомерный вывод о том, что принятию решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ, нормами которой предусмотрено, что решения об образовании земельных участков, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательным приложением к заявлению об образовании земельных участков являются, в том числе, и кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка, в связи с чем требование Управления Роснедвижимости по Самарской области в оспариваемом решении о приостановлении кадастрового учета указанного документа является незаконным.
Из материалов дела видно, что на государственный кадастровый учет были представлены все документы, которые в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон Закона N 221-ФЗ) необходимы для кадастрового учета земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025.
В силу пункта 4 статьи 21 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом.
В статье 22 Закона N 221-ФЗ перечислен состав необходимых для кадастрового учета документов. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в указанном перечне документов, необходимых для кадастрового учета, отсутствует.
В связи с чем судами сделан правомерный вывод, что требование заинтересованного лица о предоставлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории противоречит требованиям вышеназванных норм Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 221-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, который не имеет возможности реализовать свое право на приватизацию земельного участка.
Таким образом, выводы судебных инстанций об удовлетворении заявленных требований судебная коллегия находит правомерными, основанными на полном, всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и не противоречащими нормам действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и подлежат отклонению, т.к. они уже были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, что не подлежит переоценке в суде кассационной инстанции в силу главы 35 АПК РФ.
Другие доводы, которые могли бы повлечь отмену судебных актов, в кассационной жалобе не заявлены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по делу N А55-37056/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 сентября 2010 г. по делу N А55-37056/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании