Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 30 сентября 2010 г. по делу N А12-3636/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 по делу N А12-3636/2010,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Калининское" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
определениями Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 05.02.2010 в Арбитражный суд Волгоградской области на основании статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были переданы заявления Федерального государственного унитарного предприятия "Калининское" (далее - предприятие) об отмене постановлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - административный орган) от 21.01.2010 NN 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в сумме 10000 рублей по каждому постановлению.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.03.2010 ранее принятые к производству требования предприятия, назначенные к рассмотрению в рамках дел N А12-3636/10, N А12-3637/10, N А12-3638/10, N А12-3639/10, N А12-3640/10, N А12-3641/10, N 12-3642/10, N 12-3643/10, N А12-3644/10, N А12-3645/10, N А12-3646/10, объединены в одно производство с присвоением делу N А12-3636/10.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 решение суда первой инстанции от 29.04.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, административный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований предприятия отказать, ссылаясь на нарушения норм материального права.
Заявителем кассационной жалобы отмечается, что до настоящего времени объекты недвижимого имущества используются предприятием по целевому назначению, и как следствие этому - используются спорные земельные участки, расположенные под объектами недвижимости. Согласно уставу предприятия от 31.10.2003 земельный участок общей площадью 4824,0 га был передан ему для использования. Следовательно, после передачи земельного участка у предприятия возникло право на него, и, как следствие, возникла обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на него.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, главным государственным инспектором Новоаннинского, Киквидзенского районов по использованию и охране земель на основании распоряжений управления Росреестра по Волгоградской области от 14.12.2009 NN 18-26, 28, 29 проведена внеплановая выездная проверка предприятия.
В результате проверки установлено, что предприятие осуществляет использование земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному научному учреждению "Нижне-Волжский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - ГНУ "Нижне-Волжский НИИСХ РАСХН") в своих уставных целях, без правоустанавливающих документов. Земельный участок площадью 990 кв.м используется для эксплуатации котельной, земельный участок площадью 65120 кв.м используется для сельскохозяйственного производства, земельный участок площадью 4081 кв.м используется для эксплуатации бани, земельный участок площадью 36000 кв.м используется для эксплуатации машинно-тракторных мастерских, земельный участок площадью 25110 кв.м используется для сельскохозяйственного производства, земельный участок площадью 3968 кв.м используется для эксплуатации здания конторы, земельный участок площадью 16380 кв.м используется для эксплуатации здания стройдвора, земельный участок площадью 6045 кв.м используется для эксплуатации здания гаража, земельный участок площадью 3500 кв.м используется для эксплуатации здания детского сада, земельный участок площадью 4240 кв.м используется для эксплуатации здания столовой, земельный участок площадью 9600 кв.м используется для эксплуатации ангара.
По данному факту в отношении предприятия составлены протоколы осмотра территории от 15.01.2010 и постановлениями от 21.01.2010 NN 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28 и 29 оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 рублей за каждое постановление.
Не согласившись с указанными постановлениями административного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные предприятием требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях последнего отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, является административным правонарушением.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации.
Частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, земельный участок общей площадью 4824 га, в который входят проверенные административным органом земельные участки, расположенный по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, на юге от районного центра на расстоянии 37 км, пос. Новосельский, зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГНУ "Нижне-Волжский НИИСХ РАСХН" (свидетельство о государственной регистрации права от 17.06.2003 N 34 АЕ 407069).
В соответствии с имеющимся в материалах дела уставом предприятия от 28.12.2009 оно подведомственно Российской академии сельскохозяйственных наук и является опытно-производственной (экспериментальной) базой ГНУ "Нижне-Волжский НИИСХ РАСХН".
Земельный участок площадью 4824 га, в том числе пашня 4116 га, закреплен за предприятием на основании приказов директора ГНУ "Нижне-Волжский НИИСХ Российской академии сельскохозяйственных наук" от 15.01.2010 N 1 и от 09.02.2010 N 9 в целях совместного выполнения утвержденных Российской академией сельскохозяйственных наук производственной программы и тематического плана НИОКР на 2010 год, а также производства высших репродукций и другой сельскохозяйственной продукции.
Факт использования предприятием земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции в рамках выполнения научного плана работ в совместной деятельности с ГНУ "Нижне-Волжский НИИСХ РАСХН административным органом не опровергнут.
Кроме того, ни суду доказательств того, что предприятие имело умысел на использование земельного участка площадью 4824 га без правоустанавливающих документов не представлено.
Анализ объективной стороны и объекта состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника, или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Следовательно, если законом не предусмотрена такая обязанность, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный выше состав правонарушения.
В рассматриваемом случае правоустанавливающие документы на земельный участок оформлены ГНУ "Нижне-Волжский НИИСХ РАСХН", которое, в рамках выполнения научных программ, закрепляет их за учреждениями, участвующими в выполнении утвержденных Российской академией сельскохозяйственных наук производственных программ и тематического плана НИОКР.
Поскольку ГНУ "Нижне-Волжский НИИСХ РАСХН", являясь правообладателем земельного участка не отказывался от своих прав, и намерений на такой отказ не имел, у предприятия в свою очередь не возникло право на него, а, следовательно, и обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок.
При таких обстоятельствах, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения, установленного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом предыдущих инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 по делу N А12-3636/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2010 г. по делу N А12-3636/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании