Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 27 декабря 2010 г. по делу N А12-13404/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу N А12-13404/2010,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Герда 2000", г. Волгоград, к Комитету по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда, при участии третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании незаконным предписания от 19.05.2010 N 497,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Герда 2000" (далее - ООО "Герда 2000", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда (далее - Комитет) о признании незаконным предписания от 19.05.2010 N 497 на демонтаж рекламной конструкции - настенного панно с местом дислокации на фасаде дома N 25а по ул. Менжинского, справа от входа в химчистку "Золушка".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2010 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 решение суда первой инстанции отменено. Предписание Комитета от 19.05.2010 N 497 признано незаконным.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, настаивая на том, что размещенная обществом конструкция носит рекламный характер.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом Комитета 19.05.2010 проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе на территории города Волгограда.
По результатам проверки составлен акт от 19.05.2010 N 465, в котором зафиксировано наличие технического средства стабильного территориального размещения - рекламной конструкции в виде настенного панно размером 2 х 3 м с местом дислокации: ул. Менжинского, на фасаде дома 25а, а также определен рекламораспространитель - ООО "Герда 2000".
В акт проверки включен фотоснимок настенного панно и указано, что данная рекламная конструкция является самовольной, так как разрешение на ее установку и эксплуатацию Комитетом не выдавалось.
Обществу было выдано предписание от 19.05.2010 N 497 на демонтаж незаконной рекламной конструкции в 5-дневный срок с момента получения предписания за счет собственных сил и средств.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении его требований, суд первой инстанции исходил из того, что на спорном настенном панно фраза "Мы Вам рады!" придает графическому и словесному обозначению рекламный характер.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции правомерно отменено апелляционным судом.
Судами установлено, что основным видом деятельности ООО "Герда 2000" является стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий, о чем указано в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 07.07.2010 N 3224.
Установлено также, что ООО "Герда 2000" на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 34,2 кв.м на первом этаже административного здания, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Менжинского, дом 25а, в котором находится приемный пункт предприятия (то есть обособленное подразделение, осуществляющее отдельные виды технологических операций, а именно: прием и выдачу заказов) - химчистка "Золушка".
На первом этаже фасада здания перед входом в приемный пункт по оказанию бытовых услуг населению размещены два настенных панно. На одном из них имеется графическое изображение образа девушки, надписи "Химчистка Золушка", а также указано фирменное наименование организации - ООО "Герда 2000", режим работы: с 8:30 до 20:00, перерыв с 13:00 до 13:30 без выходных, юридический адрес и телефон.
На втором настенном панно содержится графическое изображение образа девушки с надписью "Химчистка Золушка" и словесное обозначение "Химчистка. Прачечная. Мелкий ремонт одежды (текстиль и кожа). Чистка ковров и мягкой мебели с выездом на дом. Приемный пункт, а также надпись - "Мы Вам рады!".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - "Закон о рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 2 названного Закона на вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера, на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным, Закон о рекламе не распространяется.
Закон о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, однако исходя из буквального содержания части 1 статьи 19 Закона о рекламе, рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения рекламы.
В силу статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
На основании части 5 названной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (части 9, 10 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязаны довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Как видно из материалов дела, панно размещено на той части здания, в котором находится помещение, принадлежащее ООО "Герда 2000" на праве собственности.
Изображение образа девушки в сочетании со словами "Химчистка Золушка" используются ООО "Герда 2000" для индивидуализации приемных пунктов на территории г. Волгограда.
Как правильно отмечено апелляционным судом, указание на профиль деятельности хозяйствующего субъекта, вида реализуемых товаров, оказываемых услуг ("Химчистка. Прачечная. Мелкий ремонт одежды (текстиль и кожа). Чистка ковров и мягкой мебели"), форм предоставления услуг ("с выездом на дом") соответствует действующему законодательству и обычаям делового оборота.
Доводы Комитета о том, что содержащаяся на спорном панно фраза "Мы Вам рады!" носит рекламный характер, обоснованно отклонены апелляционным судом.
Понятие рекламы дано в статье 3 Закона о рекламе и представляет собой распространяемую информацию о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Надпись на панно "Мы Вам рады!" под изображениями и текстом информационного характера не формирует интерес к этой химчистке, поскольку носит общепринятый характер приветствия и готовности к оказанию услуг.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что панно не отвечает признакам рекламы, в связи с чем предписание Комитета от 19.05.2010 N 497 обоснованно признано незаконным.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов апелляционного суда не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу N А12-13404/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (части 9, 10 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязаны довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
...
Понятие рекламы дано в статье 3 Закона о рекламе и представляет собой распространяемую информацию о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 декабря 2010 г. по делу N А12-13404/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании