Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 20 октября 2010 г. по делу N А55-33729/2009
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 1 сентября 2011 г. N А55-33729/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А55-33729/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс-Флот", г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, с привлечением третьих лиц: открытого акционерного общества "НК "Роснефть", г. Москва, открытого акционерного общества "ТАИФ-НК", г. Нижнекамск Республики Татарстан, о признании незаконными решений инспекции от 10.07.2009 N 10067 и N 20, а также Управления от 01.09.2009 N 03-15/20885,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транс-Флот" (ООО "Транс-Флот", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 18 по Самарской области), Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление, Управление ФНС по Самарской области) о признании незаконными решений инспекции от 10.07.2009 N 10067 и N 20, а также Управления от 01.09.2009 N 03-15/20885.
В качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "НК "Роснефть", открытое акционерное общество "ТАИФ-НК".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной ООО "Транс-Флот" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2008 г., по результатам которой приняла решение от 10.07.2009 N 10067.
Данным решением налоговый орган предложил ООО "Транс-Флот" уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 1 квартал 2008 г. на сумму 2042934 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Одновременно с решением N 10067 инспекцией вынесено решение N 20 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, которым обществу было отказано в возмещении НДС в сумме 2042934 руб.
Управление ФНС по Самарской области своим решением от 01.09.2009 N 03-15/20885 отказало ООО "Транс-Флот" в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение инспекции - утвердило.
Отказывая ООО "Транс-Флот" в возмещении НДС, налоговые органы исходили из того, что товары, транспортировка которых являлась объектом обложения налогом по ставке 0%, на момент оказания услуг по перевозке не были помещены под таможенный режим экспорта. Кроме того, налоговые органы указали на отсутствие в составе документов, необходимых для возмещения налога, поручений на погрузку товара на суда, следовавшие по территории Российской Федерации, с отметками таможенных органов.
Удовлетворяя требования заявителя, суды исходили из следующего. ООО "Транс-Флот" оказывало услуги по транспортировке грузов на основании договоров, заключенных с ООО "Транс-Флот", оказывая услуги по транспортировке груза в соответствии с договорами: чартер-партия от 17.08.2007 N 20/06-07 с "Avest International Inc" (Англия), чартер-партия от 17.08.2007 б/н с "Avest International Inc" (Англия), осуществляло транспортировку грузов (мазут), не помещая их под таможенный режим экспорта на момент оказания услуг по перевозке (т.к. принятие груза в портах Самара, Нижнекамск произведено до оформления разрешения на помещение его под таможенный режим экспорта).
При этом исходили из толкования подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), с учетом положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), где указано, что условием применения ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, является факт вывоза указанных товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации и представление необходимых документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а не момент их помещения под таможенный режим экспорта.
Таким образом, НК РФ не содержит в качестве условия применения ставки 0 процентов требования об обязательном помещении товара под таможенный режим экспорта до момента начала оказания соответствующих услуг.
Более того, услуги, оказанные ООО "Транс-Флот", являются составной частью единой экспортной операции по поставке нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации и поэтому подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов.
Коллегия считает, что данный вывод судов, основан на неправильном толковании норм налогового законодательства, и не может быть признан законным и обоснованным еще и как противоречащее правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в ряде постановлений, в том числе от 20.04.2010 N 17977/2009, от 03.11.2009 N 9476/2009.
При принятии обжалуемых судебных актов арбитражными судами предыдущих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, в том числе при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Это положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Понятие товаров, находящихся под таможенным контролем при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы, содержится в подпункте 4 пункта 1 статьи 11 ТК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 360 ТК РФ российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Под вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации понимается подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, в том числе сдача транспортным организациям товаров для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации (подпункт 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Причем днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (статья 157 ТК РФ).
Таким образом, судами предыдущих инстанций дана ошибочная оценка установленным обстоятельствам. Для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при налогообложении операций по реализации услуг по транспортировке судам необходимо соотнести даты оказания услуг с датой помещения товара под таможенный режим экспорта, проверить возможность оформления временных грузовых таможенных деклараций и применить необходимые нормы права.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо дать надлежащую оценку доводам налогового органа, проверить и оценить все имеющиеся в материалах делах документы и доказательства, а также все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А55-33729/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2010 г. по делу N А55-33729/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании