Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 18 ноября 2010 г. по делу N А57-7616/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника Госпитальер",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.07.2010 по делу N А57-7616/2010,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника Госпитальер" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по саратовской области о признании незаконным и отмене постановления от 02.06.2010 N 52 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Госпитальер" (далее - ООО "Клиника "Госпитальер", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, налоговый орган) от 02.06.2010 N 52 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.07.2010 в удовлетворении заявления отказано.
В порядке апелляционного производства решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе общество просит состоявшееся по делу решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.05.2010 по адресам местонахождения ООО "Клиника "Госпитальер": г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 151/161 и г. Саратов, ул. Московская, д. 96 налоговым органом проведена проверка полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций обществом за период с 01.04.2010 по 19.05.2010.
В ходе проведенной проверки налоговым органом установлено, что временное хранение свободных наличных денег и кассовые операции с наличными денежными средствами осуществлялись в помещениях ООО "Клиника "Госпитальер", не оборудованных в соответствии с требованиями пункта 29 главы III Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций).
В ходе осмотра, проведенного в присутствии директора ООО "Клиника "Госпитальер" и понятых было установлено, что оборудованное помещение кассы (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) в помещениях ООО "Клиника "Госпитальер" не соответствует требованиям по технической укрепленности и надежности сохранности свободных денежных средств, а именно: не закрывается на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; не оборудовано специальным окошком для выдачи денег; сейф (металлический шкаф) не прикреплен к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.
С учетом изложенного, налоговый орган пришел к выводу о несоблюдении ООО "Клиника "Госпитальер" порядка хранения свободных денежных средств, что влечет административную ответственность по статье 15.1 КоАП РФ.
28.05.2010 в отношении ООО "Клиника "Госпитальер" составлен протокол об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого, с учетом иных материалов административного дела, вынесено постановление от 02.06.2010 N 52, в соответствии с которым, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Считая постановление налогового органа незаконным и необоснованным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требовании, исходил из того, что факт нарушения обществом порядка хранения денежных средств подтвержден налоговым органом, вина в совершении административного правонарушения доказана материалами дела, процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена, в связи с чем оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления налогового органа не имеется.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций установлена обязанность каждого предприятия - иметь кассу для осуществления расчетов наличными деньгами.
Пунктами 29, 30 указанного Порядка установлено, что помещение кассы должно быть изолированным, предназначенным для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, оборудованным в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, приведенными в Приложении N 3 к Порядку ведения кассовых операций. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы, согласно пункту 3 этого приложения, должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем. Согласно пункту 2 указанного Приложения данные требования распространяются на все объекты, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности.
Таким образом, указанными нормами закреплена обязанность проведения предприятиями расчетов наличными деньгами в специально оборудованной кассе.
Нарушение указанных требований образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.
Налоговым органом в ходе проведенной проверки установлено несоблюдение ООО "Клиника "Госпитальер" порядка хранения свободных денежных средств, что выразилось в ненадлежащем оборудовании помещений кассы. Данное обстоятельство подтверждено протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 151/161 и г. Саратов, ул. Московская, д. 96, составленными в соответствии с требованиями статьи 27.8 КоАП РФ, протоколом об административном правонарушении от 28.05.2010, иными материалами административного дела.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод общества о том, что протоколы осмотра не являются доказательствами по делу, так как в качестве понятых были привлечены работники ООО "Клиника "Госпитальер". Привлечение в качестве понятых работников общества не свидетельствует о наличии у них заинтересованности в исходе дела, их участие в составлении данных протоколов не привело к нарушению прав юридического лица, сотрудниками которого они являются, в связи с чем, не может быть отнесено к числу существенных нарушений процедуры составления протоколов осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, исключающих использование их в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.
Таким образом, факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, подтвержден надлежащими доказательствами по делу.
Довод общества о превышении налоговым органом своих полномочий при проведении проверки соблюдения порядка хранения свободных денежных средств, правомерно не принят судом первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.5. КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе, статьей 15.1 КоАП РФ.
Следовательно, должностные лица налоговых органом вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 1.5 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что проверка технической укрепленности касс и кассовых пунктов, обеспечение сохранности денег на предприятии отнесено в соответствии с пунктом 42 Порядка ведения кассовых операций к компетенции органов внутренних дел, а не налоговых органов, также правомерно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку наделение должностных лиц органов внутренних дел правом проверять техническую укрепленность кассы, не исключает право налогового органа на проведение проверок по соблюдению хозяйствующими субъектами порядка хранения свободных денежных средств.
Полномочия на проведение проверок по соблюдению организациями порядка работы с денежной наличностью предусмотрено Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506. Кроме того, полномочия налоговых органов на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.2 КоАП РФ, установлены, как указано выше, нормами статей 23.5, 28.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что проверка проведена неуполномоченным органом.
Судом первой инстанции исследован и отклонен довод общества о малозначительности совершенного правонарушения. При этом суд руководствовался нормами статьи 2.9 КоАП РФ, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24.03.2005 N 5, в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10.
Какие-либо основания, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая, дающие возможность посчитать его малозначительным с учетом вышеуказанных разъяснений, судом не установлены и материалами дела не подтверждены.
Характер совершенного правонарушения, имущественное положение, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, учтены административным органом при назначении административного наказания. Обществу назначен минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности со стороны налогового органа судом не установлено.
Всем доводам общества, приведенным им в обоснование своей позиции по спору, дана надлежащая оценка, что нашло отражение в принятом по делу решении.
С учетом изложенного, аналогичные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Принятое по делу решение, согласно которому суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества об отмене постановления налогового органа, следует признать основанными на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены судебных актов по делу отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.07.2010 по делу N А57-7616/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Клиника Госпитальер" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, перечисленную по платежного поручению от 09.09.2010 N 150.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 ноября 2010 г. по делу N А57-7616/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании