Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 22 февраля 2011 г. по делу N А72-2220/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по делу N А72-2220/2010,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симвент" (ИНН 7325049844, ОГРН 1047301016828), г. Ульяновск, к федеральному государственному унитарному предприятию "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7328044379, ОГРН 1027301584221), г. Ульяновск, Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области (ОГРН 1027301178860), Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), г. Москва, о взыскании задолженности и процентов, с участием третьих лиц: муниципального образования "город Ульяновск", г. Ульяновск, Российской Федерации в лице Министерства финансов Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск, Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, г. Ульяновск, Ульяновского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжский", г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз", г. Ульяновск, открытого акционерного общества "Оборонстрой", г. Москва,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Симвент" (далее - ООО "Симвент", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП "31 Арсенал", Предприятие) и с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области в солидарном порядке задолженности по договору от 16.11.2009 N 20/09П в размере 293444,76 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5404,27 руб., задолженности по договору от 18.11.2009 N 93/09 в размере 1245702,40 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 22941,69 руб., а также задолженность с Министерства обороны Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "город Ульяновск", Российская Федерация в лице Министерства финансов Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее - ГУ МЧС России по Ульяновской области), Ульяновское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Заволжский", общество с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз", открытое акционерное общество "Оборонстрой".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.07.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010, исковые требования удовлетворены частично: с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в пользу ООО "Симвент" взыскано 1539147,16 руб. задолженности за проведенные аварийно-восстановительные работы по проверке дымовых и вентиляционных каналов на соответствие технологическим требованиям, по очистке систем естественной вентиляции и подготовке вентиляционных систем к работе, а также 28155,91 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами оставлены без удовлетворения. В иске к ФГУП "31 Арсенал" и к Министерству обороны Российской Федерации отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Ульяновской области просит отменить названные решение и постановление судов и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Доводы заявителя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем Министерства финансов Ульяновской области и Правительства Ульяновской области в судебном заседании.
Представитель ООО "Симвент" в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонила и просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, в результате взрыва склада боеприпасов на территории ФГУП "31 Арсенал" в индивидуальных и многоквартирных жилых домах, расположенных вблизи военной части, были повреждены шахты и оголовки дымовых и вентиляционных каналов.
16.11.2009 в адрес истца было направлено письмо за подписью начальника Управления (по городу Ульяновску) ГУ МЧС России по Ульяновской области с просьбой в экстренном порядке произвести обследование дымовентиляционных каналов домов, подвергшихся воздействию взрывной волны, восстановить разрушенные и загрязненные каналы, а также дать заключение о возможности их безопасного использования по назначению.
16.11.2009 между ООО "Симвент" (Исполнитель) и ФГУП "31 Арсенал" (Заказчик) заключен договор N 20/09П, согласно которому Исполнитель обязался выполнить работы по проверке дымовых и вентиляционных каналов на соответствие технологическим требованиям с составлением актов.
18.11.2009 также между ООО "Симвент" (Исполнитель) и ФГУП "31 Арсенал" (Заказчик) был заключен договор N 93/09, в соответствии с которым Исполнитель принял на себя обязательство по выполнению следующих работ: осмотр и инспекция вентиляционных систем после очистки вентиляционных систем и подготовка вентиляционных систем к работе; зачистка вентиляционных систем; подготовка вентиляционных систем к работе.
Истец принятые на себя обязательства исполнил в полном объеме, что подтверждается актами о приемке выполненных работ, Предприятие выполненные работы не оплатило, что явилось основанием для обращения ООО "Симвент" в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что вышеуказанные договоры на выполнение работ являются недействительными в силу того, что они подписаны неуполномоченным лицом.
Также судами установлено, что комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области пожар на территории ФГУП "31 Арсенал" признан чрезвычайной ситуацией регионального уровня.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В статье 11 Федерального закона N 68-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьи 11, 14 Федерального закона N 68-ФЗ предусматривают, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъекта Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Границы зон чрезвычайной ситуации определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации (статья 5 Федерального закона N 68-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера по указанным в данном нормативном акте признакам.
Пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, предусмотрено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций локального характера осуществляется силами и средствами организации, муниципального характера - силами и средствами органов местного самоуправления, межмуниципального и регионального характера - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Материалами дела подтверждено, что режим чрезвычайной ситуации в данном случае носил региональный характер, в связи с чем суды предыдущих инстанций сделали верный вывод о том, что по смыслу действующего законодательства финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, то есть лица, не являющегося причинителем вреда, но на которое обязанность по возмещению ущерба возложено в силу закона.
В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с подпунктами 5 и 5.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий.
Организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Ульяновской области, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Ульяновской области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет также Закон Ульяновской области от 30.12.1996 N 018-ЗО "О защите населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон Ульяновской области N 018-ЗО), пунктом 1 статьи 24 которого установлено, что финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством Ульяновской области.
Из перечня работ, проведенных в домах N 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 20, 21, 22, 26 по ул. Балтийская и домах N 18, 26 по ул. Академика Павлова г. Ульяновска, усматривается, что они носят характер аварийно-восстановительных работ, то есть направлены на снижение негативных последствий чрезвычайной ситуации для населения, объектов производственного и социального назначения и окружающей природной среды, являются первоочередными работами в целях ликвидации повреждений инфраструктуры города, призванной обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения.
Судами установлены и материалами дела подтверждается факт производства работ истцом в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории городка ФГУП "31 Арсенал", а также размер и стоимость выполненных работ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области в силу Конституции Российской Федерации, Федерального закона N 68-ФЗ, Закона Ульяновской области N 018-30 и других нормативных актов обязана оплатить истцу выполненные работы.
В иске к ФГУП "31 Арсенал" и Министерству обороны Российской Федерации отказано правильно.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. В этой связи обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по делу N А72-2220/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Ульяновской области, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Ульяновской области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет также Закон Ульяновской области от 30.12.1996 N 018-ЗО "О защите населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон Ульяновской области N 018-ЗО), пунктом 1 статьи 24 которого установлено, что финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством Ульяновской области.
...
Судами установлены и материалами дела подтверждается факт производства работ истцом в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории городка ФГУП "31 Арсенал", а также размер и стоимость выполненных работ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области в силу Конституции Российской Федерации, Федерального закона N 68-ФЗ, Закона Ульяновской области N 018-30 и других нормативных актов обязана оплатить истцу выполненные работы."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 февраля 2011 г. по делу N А72-2220/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании