Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 29 октября 2010 г. по делу N А12-7080/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.07.2010 по делу N А12-7080/2010,
по заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, к Волгоградской городской Думе, г. Волгоград, при участии третьих лиц: Администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда, о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим пункта 2.3 Положения о продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений (далее - Положение), утвержденного постановлением Волгоградского Совета народных депутатов от 30.09.2002 N 44/805, в части определения перечня документов, предоставляемых при приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, как несоответствующего пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) от 30.10.2007 N 370 (в редакции от 20.07.2009) "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
В отзывах на заявление прокуратуры Волгоградской городской Думой и Администрацией Волгограда сообщено, что в настоящее время Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда дорабатывает новый проект решения Волгоградской городской Думы "О порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения", в котором аналогичные требования прокуратуры учтены, после принятия которого оспоренный в части нормативный правовой акт утратит силу полностью.
Решением арбитражного суда от 07.07.2010 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемый пункт 2.3 Положения признан недействующим и не соответствующим пункту 5 статьи 36 ЗК РФ, приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (редакция от 20.07.2009) "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Не согласившись с судебным решением, Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 30.09.2002 N 44/805 принято упомянутое выше Положение, которое было опубликовано в газете "Городские вести" от 24.10.2002 N 117.
Данное Положение регулирует процедуру оформления прав на земельные участки собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, подлежащих отнесению к муниципальной собственности; при приватизации объектов недвижимого имущества из муниципальной собственности Волгограда.
В разделе 2 Положения приведены условия приобретения в собственность земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, подлежащих отнесению к муниципальной собственности.
Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что покупатель обращается в Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с приложением к нему следующих документов (подлинников или нотариально заверенных копий):
2.3.1. учредительные документы (для юридического лица) или документ, удостоверяющий личность (для граждан);
2.3.2. план приватизации (при приватизации объектов недвижимого имущества из муниципальной собственности);
2.3.3. свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, выданное Учреждением по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Волгоградской области или его филиалами;
2.3.4. выписка из государственного земельного кадастра по форме кадастрового плана земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимости, включающая сведения о наличии ограничений, обременении, сервитутов. В случае отсутствия кадастрового плана земельного участка покупатель обращается в администрацию с заявлением об изготовлении кадастрового плана земельного участка и утверждении проекта границ в порядке, установленном администрацией Волгограда;
2.3.5. правоустанавливающие документы на земельный участок;
2.3.6. заключение Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда об установлении ограничений, обременении, сервитутов в использовании земельного участка или об их отсутствии, а также о возможности отчуждения земельного участка;
2.3.7. справка районной инспекции Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волгоградской области об отсутствии задолженности по земельному налогу (арендной плате) за землю.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что пункт 2.3 Положения не соответствует требованиям действующего в настоящее время федерального законодательства, регламентирующего данные правоотношения.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Приказ опубликован в изданиях: "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 50, 10.12.2007; "Российская газета" N 282, 15.12.2007; "Российская газета" 18.09.2009; зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.11.2007 N 10555.
Согласно названному перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) кадастровый паспорт земельного участка;
6) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Таким образом, оспариваемым пунктом 2.3 Положения устанавливается перечень документов, не предусмотренных законом и приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370. В частности, такие как справка об отсутствии задолженности по земельному налогу (арендной плате) за землю, учредительные документы юридического лица и др.
Доводы кассационной жалобы о том, что в упомянутых перечнях речь идет об одних и тех же документах необоснован, поскольку эти перечни не являются идентичными.
Судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемые нормы нарушают интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, поскольку создают дополнительные препятствия к реализации ими своего права на приобретение прав на земельные участки, возлагают на них обязанность по предоставлению дополнительных документов, не предусмотренных нормативными актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере земельных отношений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.07.2010 по делу N А12-7080/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2010 г. по делу N А12-7080/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании