Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 23 ноября 2010 г. по делу N А55-3142/2010
(извлечение)
См. также Определение ФАС ПО от 23 ноября 2010 г. N А55-3142/2010
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области, с. Красноармейское, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 по делу N А55-3142/2010,
по заявлению закрытого акционерного общества "Аликор Трейд", г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области, с. Красноармейское, о признании недействительными решений, при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
установил:
закрытое акционерное общество "Аликор Трейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области (далее - инспекция) от 26.01.2010 N 14 о зачете денежной суммы 1529986 рублей внутри налога на добавленную стоимость, решения инспекции от 26.01.2010 N 18 об отказе в осуществлении возврата и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления возврата вышеназванной суммы налога.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 решение суда оставлено без изменений.
В кассационных жалобах инспекция и управление просят отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 26.01.2010 N 86 о возмещении обществу налога на добавленную стоимость в сумме 1529986 рублей.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 26.10.2009 N 197, в котором просило перечислить на свой расчетный счет налог на добавленную стоимость по внутреннему рынку по налоговой декларации за 3 квартал 2009 года (строка 050 раздел 1 налоговой декларации) исчисленную к возмещению сумму налога в сумме 1529986 рублей.
Инспекция направила в адрес общества письменное извещение от 26.01.2010 N 2516, в котором сообщила, что в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и на основании решения от 26.01.2010 N 14 проведен зачет налога на добавленную стоимость на сумму 1529986 рублей "внутри КБК: 18210301000011000110, ОКАТО: 36226816000, в уплату налога на добавленную стоимость (ТП)". При этом из содержания решения о зачете от 26.01.2010 N 14 следует, что данный ненормативный правовой акт принят налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 176 Кодекса.
В обоснование правомерности оспариваемого решения инспекция ссылается на имеющуюся у общества задолженность по налогам, пени и штрафам по результатам выездной налоговой проверки (решение от 24.03.2009 N 10/7) и право налогового органа самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням или штрафам.
Не согласившись с вынесенными решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Статьей 32 Кодекса предусмотрена обязанность налоговых органов осуществлять зачет и возврат излишне уплаченных штрафов.
Согласно пункту 6 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Судами установлено, что решением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2009 по делу N А55-690/2009 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство.
Статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", при применении правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац девятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве), судам следует учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.
В соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве требования кредиторов могут быть удовлетворены только в порядке очередности установленной данной правовой нормой
Конкурсным управляющим общества Копыловым А.И. сформирован реестр требований кредиторов, который закрыт по состоянию на 04.06.2009, при этом заявленные в рамках арбитражного дела N А55-690/2009 требования инспекции об уплате обязательных платежей включены в данный реестр требований кредиторов в составе третьей очереди в сумме 194285961 рублей 14 копеек. Данный факт подтверждается определением Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2009 по делу N А55-690/2009.
Исходя из правовых норм Закона о банкротстве в отношении налогоплательщика, который находится в стадии конкурсного производства, налоговые органы не вправе производить зачет сумм налогов, поскольку все требования об уплате обязательных платежей должны быть заявлены только в рамках дела о банкротстве с тем, чтобы требования соответствующих кредиторов были включены в реестр требований кредиторов и удовлетворены в порядке, предусмотренном указанным нормативным правовым актом.
Суды правильно указали, что осуществление инспекцией на основании решения от 26.01.2010 N 14 зачета налога на добавленную стоимость на сумму 1529986 рублей не соответствуют правовым нормам действующего налогового законодательства Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 176 Кодекса при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Заявление общества, содержащее просьбу осуществить зачет налога на добавленную стоимость, в материалах дела не имеется, инспекцией не представлено.
Доводы заявителей жалоб о наличии у общества текущей задолженности по налогам, пеням и штрафам по решению выездной налоговой проверки от 24.03.2009 N 10/7 были рассмотрены, оценены судами и не нашли подтверждения.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" изменено понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, срок исполнения которых должен был наступить после введения наблюдения.
Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.
В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения, не являются текущими ни в какой процедуре.
Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном статьями 71 и 100 Закона о банкротстве.
Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества возбуждено определением суда 26.01.2009, а налоговый период (3 квартал 2008 года) истек 30.09.2008, в связи с чем суммы налогов за указанные периоды не являются текущими. Данное обстоятельство установлено арбитражным судом в рамках дела N А55-30158/2009.
Следовательно, задолженность по налогам, пени и штрафам, указанная в решении от 24.03.2009 N 10/7 и на которую указывает инспекция, не является текущими платежами, поскольку период образования этой задолженности 2007-2008 года. Данное обстоятельство также установлено решением Арбитражного суда Самарской области от 08.04.2010 по делу N А55-709/2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2010.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ссылка инспекции на наличие у общества задолженности по пени правомерно отклонена судами, поскольку в соответствии со статьей 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
Из приведенных норм Закона о банкротстве следует, что должник и кредиторы, в том числе налоговые органы, не вправе в случае возбужденного процесса банкротства производить зачет сумм налогов, поскольку все требования об уплате обязательных платежей должны заявляться только в рамках дела о банкротстве, с тем, чтобы требования кредитора были включены в реестр требований кредиторов и удовлетворены в установленном Законом о банкротстве порядке.
Зачет излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налогов в счет погашения недоимок по другим налогам, задолженности по пеням и штрафам является не чем иным, как погашением имущественных требований государства к налогоплательщику за счет средств налогоплательщика, излишне уплаченных в бюджет.
Следовательно, в силу прямого указания специального Закона о банкротстве со дня возбуждения производства по делу о банкротстве общества не может применяться порядок зачета излишне уплаченных налогов, установленных положениями статьи 78 Кодекса.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2009 N ВАС-12913/09.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Оснований для отмены или изменения судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 по делу N А55-3142/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2010 г. по делу N А55-3142/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании