Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 15 декабря 2010 г. по делу N А12-11912/2010
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 21 июля 2011 г. N А12-11912/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.08.2010 по делу N А12-11912/2010,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс", г. Волгоград, к администрации Волгограда, главе администрации Волгограда Гребенникову Р.Г., с участием заинтересованных лиц: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитет по образованию администрации Волгограда, муниципальное дошкольное образовательного учреждения "Детский сад N 111 Центрального района г. Волгограда", администрация Центрального района Волгограда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Прокурор Волгоградской области, о признании недействующими муниципальных нормативных правовых актов о резервировании земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" (далее - ООО "Сказка-Плюс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Волгограда о признании недействительными постановлений главы Волгограда от 02.03.2010 N 447 "О резервировании земельного участка (учетный N 4-78-9) для муниципальных нужд" и N 448 "О резервировании земельного участка (учетный N 4-78-8) для муниципальных нужд".
В порядке части 6 статьи 46 и части 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) определением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2010 к участию в деле в качестве процессуального соответчика привлечен глава Волгограда Гребенников Роман Георгиевич, а в порядке статьи 51 Кодекса в качестве заинтересованных третьих лиц - Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 111 Центрального района г. Волгограда" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.06.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц привлечены Комитет по образованию администрации Волгограда и администрация Центрального района г. Волгограда.
На основании части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил Прокурор Волгоградской области с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле.
До принятия решения по делу ООО "Сказка-Плюс" уточнило заявленные требования в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ (по заявлениям от 16.08.2010 и 28.07.2019) и просит признать недействующими постановления главы Волгограда от 02.03.2010 N 447 и N 448, как несоответствующие статьям 56, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статье 16 АПК РФ и нарушающих права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Сказка-Плюс" просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 06.12.2010 был объявлен перерыв до 13 часов 50 минут 13.12.2010. Соответствующая информация была размещена на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, городской Комитет по образованию в январе 2010 г. обратился в администрацию Волгограда с ходатайством о резервировании для муниципальных нужд земельного участка ориентировочной площадью 1600 кв.м по ул. Краснознаменской Центрального р-на г. Волгограда для размещения (строительства) игровой и прогулочной площадки МДОУ "Детский сад N 111 Центрального района г. Волгограда" и юридического закрепления земельного участка за дошкольным учреждением.
Данное обращение обусловлено тем, что на земельном участке площадью около 6200 кв.м по адресу: г. Волгоград, Центральный р-н, ул. Краснознаменская (территория бывшего Сурского сквера) растут многолетние деревья и фактически уже размещена детская площадка, имеющая ограждение в виде сетки-рабица, используемая для прогулок детей детского сада, который размещен во встроенных помещениях четырехэтажного жилого дома (год постройки - 1954, почтовый адрес: г. Волгоград, ул. 10-й дивизии НКВД), непосредственно примыкающего к ул. Краснознаменская.
Администрация Центрального района в свою очередь также обратилась в администрацию Волгограда с просьбой зарезервировать для муниципальных нужд земельный участок ориентировочной площадью 6160 кв.м по ул. Краснознаменской для размещения (строительства) парка районного значения.
Как отмечено выше, на испрашиваемом участке уже размещены объекты внешнего благоустройства Сурского сквера (площадью около 0,70 га), входящие в состав имущественной казны Волгограда.
Вопрос о резервировании земель рассмотрен на заседании Комиссии по градостроительству и земельным отношениям Волгограда и был разрешен положительно.
Согласно градостроительным заключениям Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (рег. номера 04-10-0005 и 04-10-00006, которые никем не оспорены и недействительными не признаны), испрашиваемые земли в соответствии с Генеральным планом Волгограда 2007 г. относятся к функциональной зоне городских парков, скверов, бульваров (т.е. к землям общего пользования).
Постановлением главы Волгограда от 02.03.2010 N 447 земельный участок площадью 6169 кв.м (учетный номер 4-78-9) зарезервирован для муниципальных нужд сроком на 7 лет для размещения сквера районного значения по ул. Краснознаменской (территория Сурского сквера) в Центральном р-не г. Волгограда, а постановлением N 448 на тот же срок зарезервирован земельный участок площадью 1088 кв.м (учетный номер 4-78-8) для размещения игровой и прогулочной площадки МДОУ "Детский сад N 111 Центрального района г. Волгограда".
Данные постановления официально обнародованы путем опубликования в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" от 06.03.2010.
В границах зарезервированных земельных участков площадью 6169 кв.м и 1088 кв.м (общей площадью - 7257 кв.м) в Центральном р-не г. Волгограда (территория Сурского сквера) расположен земельный участок с кадастровым номером 34:34:04:00 34:0041 площадью 6149 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 34:34:04 00 34:0024 площадью 1091 кв.м (общей площадью - 7240 кв.м). Данный факт подтвержден документально и никем не оспаривается.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:04:00 34:0041 имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.12.2007 по делу N А12-17428/2007 об обязании администрации г. Волгограда предоставить данный участок ООО "Сказка-Плюс" в аренду на три года для строительства административно-торгового здания.
Земельный участок с кадастровым номером 34:34:04 00 34:0024 предоставлен администрацией в аренду ООО "Сказка-Плюс" для завершения строительства кафе с пристройками, по договору аренды сроком действия до 01.08.2011.
Полагая, что постановления органа местного самоуправления Волгограда о резервировании земель по ул. Краснознаменской в Центральном р-не города не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО "Сказка-Плюс" в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Принимая оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Судом первой инстанции было установлено, что оспариваемые заявителем постановления главы Волгограда от 02.03.2010 N 447 и N 448 отвечают критериям нормативного правового акта, поскольку эти акты подлежат официальному опубликованию, их действие не носит индивидуального характера, распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение.
Оспариваемые постановления приняты органом местного самоуправления в пределах установленной компетенции.
Суд первой инстанции указал, что спорная территория (в Центральном р-не г. Волгограда по ул. Краснознаменской) согласно Генеральному плану Волгограда, утвержденному решением Волгоградской городской думы от 29.06.2007 N 47/1112, отнесена к рекреационной зоне (т.е. к зоне городских парков, скверов, бульваров).
Принятие главой Волгограда оспариваемых постановлений о резервировании земель обусловлено необходимостью решения публично значимых вопросов местного значения и соответствует тому перечню оснований, которые предусмотрены в статье 70.1 ЗК РФ.
В материалах дела не имеется доказательств, на основании которых суд может сделать вывод о возможности размещения сквера районного значения (бывшего Сурского сквера) и прогулочной площадки для воспитанников детского сада в каком-либо ином месте (помимо ул. Краснознаменской), относящимся к территории Центрального р-на г. Волгограда.
Судебная коллегия считает, что судебный акт вынесен без учета следующих обстоятельств.
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.
В силу статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение о резервировании).
Из статьи 56.1 ЗК РФ (введенной Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ) следует, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
В связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, в том числе следующие ограничения права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков:
1) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 40 и часть 1 статьи 56.1 ЗК РФ);
2) отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 4 статьи 28 ЗК РФ).
Собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на зарезервированных земельных участках, вправе оформить такие участки на праве аренды на срок, не превышающий срока резервирования, как это предусмотрено пунктом 3.1 статьи 22 ЗК РФ (введенным Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ), абзацем 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Между тем, судом оставлено без внимания, что ООО "Сказка-плюс" на праве собственности принадлежит незавершенное строительством строение кафе с пристройками, на спорном земельном участке, предоставленном в аренду, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.10.2006.
При этом, учитывая положения статьи 56.1 ЗК РФ, в связи с резервированием земельных участков для муниципальных нужд, запрещается возведение жилых, производственных, иных зданий, сооружений.
Поскольку истец является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, включенном в зарезервируемую территорию, в силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ имеет право на использование этого земельного участка.
Вместе с тем, судом не приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А12-17428/07-С6.
При таких обстоятельствах судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение для дополнительного исследования обстоятельств по делу.
При новом рассмотрении суду перераспределить расходы по государственной пошлине согласно удовлетворенным требованиям.
В связи с предоставлением отсрочки по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы и отсутствием доказательств ее уплаты ко дню рассмотрения кассационной жалобы по существу, государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит взысканию с ООО "Сказка-Плюс".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.08.2010 по делу N А12-11912/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс", г. Волгоград, в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 рублей.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист согласно настоящему постановлению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А12-11912/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании