Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 27 декабря 2010 г. по делу N А12-8891/2010
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 24 октября 2011 г. N А12-8891/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 по делу N А12-8891/2010,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто", г. Волжский Волгоградской области, к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский Волгоградской области, о признании незаконным решения,
установил:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2010 признано незаконным решение администрации городского округа город Волжский, выраженное в письме от 29.01.2010, об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" (далее - ООО "Шеврон-Авто", общество) земельного участка для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки как не соответствующее требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал администрацию городского округа - город Волжский осуществить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно осуществить выбор земельного участка и принять в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта по заявлению ООО "Шеврон-Авто" от 20.12.2009 о выделении земельного участка площадью 50000 кв.м, расположенного по ул. Карбышева между проезжей частью дороги и городским военным комиссариатом г. Волжского для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении исковых требований отказать.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, находит их подлежащими отмен с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ООО "Шеврон-Авто" обратилось к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с заявлением от 20.12.2009 N 17 о предоставлении земельного участка площадью приблизительно 50000 кв.м, расположенного на ул. Карбышева между проезжей частью дороги и военным комиссариатом г. Волжского, для строительства магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей и автомойки, а также примерной схемой участка, свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет.
Письмом от 29.01.2010 администрация отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в связи с отсутствием проекта планировки данной территории.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременное его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказ администрации в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта обоснован положениями статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Градостроительного кодекса Волгоградской области от 21.11.2008 N 1786-ОД, пункта 1.2.5 Городского положения от 15.10.2009 N 480-ВГД "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. N 1786-ОД
Президиум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 14.09.2010 N 4224/10 отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Земельного кодекса Российской Федерации срок (пункт 2 статьи 31).
Таким образом, Земельного кодекса Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Однако в данном случае суд обязал администрацию оформить ООО "Шеврон-Авто" акт о выборе земельного участка без проверки возражений о невозможности строительства предлагаемого ею объекта и без соблюдения установленных Кодексом публичных процедур, хотя устранение нарушения ее интересов, даже если оно имело место, не должно приводить к предоставлению ей не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Волгоградской области установлено, что предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории не допускается.
Постановлением Волжской городской Думы от 09.10.2009 N 68/4 утверждено городское положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Суд, исследуя пункт 1.2.5 указанных Правил, пришел к выводу, что в нем не содержатся какие-либо ограничения или запреты на предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта при отсутствии проекта планировки территории. При этом судом не учтены требования раздела 3.2 названных Правил, пункта 3.2.3 Правил, согласно которым не допускается предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории. Правилами предусмотрено, что проекты планировки, проекты межевания территорий должны разрабатываться на основании генерального плана, названных Правил в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов, а также градостроительного задания, подготовленного управлением архитектуры и градостроительства
Выводы суда о применении норм права не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 по делу N А12-8891/2010 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Волгоградской области установлено, что предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории не допускается.
Постановлением Волжской городской Думы от 09.10.2009 N 68/4 утверждено городское положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Суд, исследуя пункт 1.2.5 указанных Правил, пришел к выводу, что в нем не содержатся какие-либо ограничения или запреты на предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта при отсутствии проекта планировки территории. При этом судом не учтены требования раздела 3.2 названных Правил, пункта 3.2.3 Правил, согласно которым не допускается предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории. Правилами предусмотрено, что проекты планировки, проекты межевания территорий должны разрабатываться на основании генерального плана, названных Правил в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов, а также градостроительного задания, подготовленного управлением архитектуры и градостроительства"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 декабря 2010 г. по делу N А12-8891/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании