Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 25 марта 2011 г. по делу N А57-6978/2009
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 30 апреля 2010 г. N А57-6978/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сальхова Николая Юрьевича, г. Саратов,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 по делу N А57-6978/2009,
по заявлению Сальхова Николая Юрьевича, г. Саратов, о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, при участии заинтересованных лиц: администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс Саратовской области, Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс Саратовской области, Ченцова Алексея Викторовича, г. Энгельс Саратовской области, прокуратуры Саратовской области, г. Саратов,
установил:
решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.09.2010 требования индивидуального предпринимателя Сальхова Николая Юрьевича удовлетворены частично. Суд признал недействительным постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27.05.2009 N 2869 о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, район протоки р. Каюковка; постановление главы Энгельсской районной администрации Саратовской области от 06.05.2006 N 1930 "Об отказе Сальхову Николаю Юрьевичу в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, в районе базы отдыха "Искра" на территории Шумейковского округа"; обязал администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области принять решение о предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа; выдать Сальхову Николаю Юрьевичу копию решения о предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа с приложением схемы расположения земельного участка площадью 8834 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка.
Суд отказал в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Энгельсского муниципального образования Саратовской области, выражающегося в непринятии в установленные пунктами 7.4 и 7.6 Положения о предоставлении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся на территории Энгельсского муниципального района сроки решения по заявлению Сальхова Николая Юрьевича о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, земельного участка площадью 7020 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа и об обязании администрации Энгельсского муниципального образования Саратовской области утвердить и выдать Сальхову Николаю Юрьевичу схему расположения земельного участка площадью 7020 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 отменено решение суда в обжалуемой части:
- признания недействительным постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27.05.2009 N 2869 о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, район протоки р. Каюковка;
- признания недействительным постановления главы Энгельсской районной администрации Саратовской области от 06.05.2006 N 1930 "Об отказе Сальхову Николаю Юрьевичу в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, в районе базы отдыха "Искра" на территории Шумейковского округа";
- обязания администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области принять решение о предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа;
- обязания администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области выдать Сальхову Николаю Юрьевичу копию решения о предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа с приложением схемы расположения земельного участка площадью 8834 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка.
В указанной части принят по делу новый судебный акт.
Суд отказал в удовлетворении требований Сальхову Николаю Юрьевичу:
- о признании недействительным постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27.05.2009 N 2869 о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, район протоки р. Каюковка;
- о признании недействительным постановления главы Энгельсской районной администрации Саратовской области от 06.05.2006 N 1930 "Об отказе Сальхову Николаю Юрьевичу в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, в районе базы отдыха "Искра" на территории Шумейковского округа";
- об обязании администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области принять решение о предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа.
- об обязании администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области выдать Сальхову Николаю Юрьевичу копию решения о предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа с приложением схемы расположения земельного участка площадью 8834 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка.
В кассационной жалобе предприниматель Сальхов Николай Юрьевич просит отменить постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решения суда первой инстанции.
В заседании кассационной инстанции 17.03.2011 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 часов 50 минут 22.03.2011.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованного судебного акта, находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, предприниматель Сальхов Н.Ю. обратился 25.10.2005 к главе администрации Энгельсского муниципального образования Саратовской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет, общей площадью 9000 кв.м, расположенного в Саратовской области, Энгельсского района на территории Шумейковского округа, для строительства лодочной станции.
На основании указанного заявления исполняющим обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства было согласовано предложение для размещения лодочной станции на территории Шумейковского округа с площадью земельного участка 8834 кв.м.
На заседании межведомственной комиссии по согласованию и выбору земельных участков под строительство в границах Энгельсского муниципального образования от 02.03.2006 заявителю было отказано в предварительном согласовании места размещения объекта по причине того, что испрашиваемый земельный участок располагается на землях особо охраняемых территорий, испрашиваемое разрешенное использование противоречит правовому режиму использования земель, о чем составлен протокол N 3.
Постановлением главы Энгельсской районной администрации Саратовской области от 06.05.2006 N 1930 Сальхову Н.Ю. отказано в предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке по адресу: Саратовская область, в районе базы отдыха "Искра" на территории Шумейковского округа.
Ченцов А.В. 25.07.2008 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка к главе администрации Энгельсского муниципального района с заявлением (поступившим в администрацию 25.07.2008, а в управление землепользования администрации Энгельсского муниципального района 29.07.2008).
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 27.05.2009 N 2869 предварительно согласовано место размещения базы отдыха на земельном участке площадью 7775 кв.м из земель особо охраняемых территорий и объектов, в кадастровом квартале 64:38:203704, по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, район протоки р. Каюковка. Утвержден акт выбора и обследования земельного участка площадью 7775 кв.м из земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием "для строительства базы отдыха" по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, район протоки р. Каюковка.
Сальхов Н.Ю. 10.12.2008 обратился к главе администрации Энгельсского муниципального района с заявлением (поступившим в администрацию 18.12.2008), о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 7020 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа, для организации эксплуатации лодочной станции, не связанный со строительством объектов недвижимости.
В дальнейшем, с аналогичным заявлением от 18.12.2008, поступившим в администрацию 19.12.2008, в Управление землепользования - 23.12.2008, Сальхов Н.Ю. вновь обратился в администрацию за предоставлением в аренду сроком на 49 лет земельного участка, находящегося по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа, площадью 7020 кв.м для организации эксплуатации лодочной станции, не связанной со строительством объектов недвижимости.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 18.12.2009 N 10093 Ченцову А.В. предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 7775 кв.м из земель особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым номером 64:38:203704:206, с разрешенным использованием "для строительства базы отдыха" по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, район протоки р. Каюковка, согласно кадастровому паспорту земельного участка.
Управление землепользования администрации, рассмотрев обращение Сальхова Н.Ю., письмом от 11.01.2009 N 01-10/00012 сообщило ему о невозможности положительного решения вопроса о предоставлении дополнительного земельного участка.
Истцом по иску заявлены требования:
- об оспаривании бездействия администрации Энгельсского муниципального района, допущенного при рассмотрении заявления Сальхова Н.Ю. о предоставлении земельного участка, поданного в декабре 2008 года;
- об оспаривании постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27.05.2009 N 2869 о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, район протоки р. Каюковка;
- об оспаривании постановления главы Энгельсской районной администрации Саратовской области от 06.05.2006 N 1930 "Об отказе Сальхову Николаю Юрьевичу в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, в районе базы отдыха "Искра" на территории Шумейковского округа".
Судом правомерно отказано в удовлетворении требования об оспаривании бездействия администрации, допущенного, по мнению, заявителя при рассмотрении обращения заявителя о предоставлении земельного участка.
Сальхов Н.Ю. 18.12.2008 обратился в администрацию с просьбой о предоставлении ему земельного участка для целей, не связанных со строительством. Порядок предоставления земельных участков для этих целей регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 данной статьи орган местного самоуправления на основании соответствующего заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Аналогичные положения содержатся в пунктах 7.4 и 7.5 Положения о предоставлении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся на территории Энгельсского муниципального района. Срок рассмотрения заявления Сальхова Н.Ю. о предоставлении ему земельного участка для целей, не связанных со строительством, установленный законом и местным нормативным правовым актом, истекал 19.01.2009. Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Процессуальный срок для оспаривания бездействия администрации истек 19.04.2009. Заявитель обратился в суд с первой группой требований 18.05.2009, не заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Пропуск заявителем процессуального срока на обжалование бездействия органа местного самоуправления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данных требований.
Кроме того, суд установил, что 11.01.2009 администрацией было направлено письменное сообщение о том, что вопрос о предоставлении земельного участка заявителю может быть решен только после отказа в предоставлении земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении этого же земельного участка ранее заявителя. Ченцов А.В. 25.07.2008 подал заявление о предварительном согласовании места размещения объекта на том же участке, о предоставлении которого просил заявитель.
Требование об оспаривании постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27.05.2009 N 2869 о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, район протоки р. Каюковка мотивировано заявителем тем, что при принятии оспариваемого постановления администрация нарушила требования пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предъявляемые к порядку принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Заявитель полагает, что оспариваемым постановлением нарушены его права и законные интересы, поскольку оно принято при наличии ранее поданного заявления Сальхова Н.Ю. о предоставлении спорного земельного участка для строительства - 25.10.2005.
На момент принятия постановления от 27.05.2009 N 2869 заявителю было отказано в предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке постановлением от 06.05.2006 N 1930 "Об отказе Сальхову Николаю Юрьевичу в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, в районе базы отдыха "Искра" на территории Шумейковского округа". Указанное постановление оспорено заявителем.
Из заявления Сальхова Н.Ю. от 25.10.2005 следует, что он просил о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет, общей площадью 9000 кв.м, расположенного в Энгельсском районе Саратовской области, на территории Шумейковского округа, для строительства лодочной станции.
Межведомственная комиссия по согласованию и выбору земельных участков под строительство в границах Энгельсского муниципального образования 02.03.2006 отказала заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта по причине того, что испрашиваемый земельный участок располагается на землях особо охраняемых территорий, испрашиваемое разрешенное использование противоречит правовому режиму использования земель.
Испрашиваемый заявителем земельный участок, находясь в водоохранной зоне реки Каюковка, относился к землям природоохранного назначения и соответственно к землям особо охраняемых территорий в силу статей 94 и 97 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 04.06.2006). Согласно требованиям статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 04.06.2006) земли водоохранных зон водных объектов относятся к землям водного фонда, порядок использования которых определяется Земельным кодексом Российской Федерации и водным законодательством (пункт 4 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации). В момент принятия оспариваемого постановления действовал Водный кодекс Российской Федерации, согласно статье 112 которого земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Согласно статье 71 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.2005 и Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282) последнее являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. В соответствии со статьей 73 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.2005 федеральные органы исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда осуществляют возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Территориальные органы включают бассейновые органы, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта, и органы управления, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении испрашиваемого земельного участка бассейновым органом, осуществляющим государственное управление в области использования и охраны водных объектов, являлось Нижне-Волжское бассейновое водное управление (далее - Нижне-Волжское БВУ) Федерального агентства водных ресурсов.
Представленное заявителем письмо Нижне-Волжское БВУ от 22.12.2005 N 1936/гм свидетельствует о том, что испрашиваемое заявителем разрешенное использование спорного земельного участка не противоречит правовому режиму особо охраняемой территории, поскольку согласовано с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, иные основания для отказа заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке не приведены.
В соответствии с требованиями статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства осуществляется двумя способами: 1) без предварительного согласования места размещения объекта; 2) с предварительным согласованием места размещения объекта. Заявление Сальхова Н.Ю. рассматривалось администрацией именно в порядке предварительного согласования места размещения на спорном земельном участке лодочной станции, что подтверждается, в том числе, принятым по заявлению постановлением администрации от 06.05.2006. В ходе предварительного согласования места размещения лодочной станции на спорном земельном участке заявитель получил согласие отдела водных ресурсов нижневолжского бассейнового водного управления на предварительное согласование размещения лодочной станции, о чем свидетельствует письмо от 22.12.2005 N 1936/гм.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены процессуальные сроки для оспаривания ненормативных актов.
Соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Названная норма права не ставит начало исчисления процессуального срока в зависимость от того, когда заявителю должно было стать известно о нарушении его прав. Заявителю стало известно о принятии постановления от 06.05.2006 N 1930 в ходе судебного разбирательства по настоящему делу - после предоставления копии указанного постановления представителем администрации в судебном заседании 22.09.2009. С заявлением об оспаривании постановления от 06.05.2006 N 1930 заявитель обратился 23.09.2009, то есть на следующий день после получения копии этого постановления. Доказательств того, что заявителю было известно о принятии постановления от 06.05.2006 N 1930 ранее 22.09.2009 заинтересованные лица не представили, несмотря на неоднократное разъяснение судом положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации согласно которым обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией не представлены доказательства направления либо вручения постановления от 06.05.2006 N 1930 заявителю, несмотря на прямое указание об обязательности такого направления в законе (пункт 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации). До момента получения заявителем копии постановления от 06.05.2006 заявитель мог оспаривать в судебном порядке только соответствующее бездействие органа местного самоуправления, но никак не принятое по его заявлению решение. Отсутствие обращения заявителя к заинтересованным лицам с требованиями о получении копии решения по его заявлению о предварительном согласовании места размещения объекта, не свидетельствует о пропуске заявителем трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ни нормы Земельного кодекса Российской Федерации, ни какие-либо другие нормы действующего законодательства не предусматривают обязанности заявителя дополнительно обращаться в органы государственной власти или местного самоуправления, уполномоченные на принятие решений, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с целью получения копий этих решений, в случае невыполнения указанными органами требования закона о направлении соответствующих решений заявителям. Ни нормы Земельного кодекса Российской Федерации, ни нормы процессуального закона, в случае невыполнения требований пункта 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченными органами не возлагают на заявителя обязанность предварительного оспаривания заявителем соответствующего бездействия.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении требования заявителя о признании недействительным постановления от 06.05.2006 N 1930 правомерен.
Незаконность отказа заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке при условии, что заявитель обратился в администрацию с соответствующим заявлением ранее, чем Ченцов А.В., свидетельствует о наличии нарушения прав и законных интересов заявителя в результате принятия постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27.05.2009 N 2869 о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, район протоки р. Каюковка.
Постановление от 27.05.2009 N 2869 принято администрацией с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Заявление Ченцова А.В., на основании которого было принято оспариваемое решение, не содержит в себе обоснования размера испрашиваемого земельного участка, какие-либо графические материалы, обосновывающие как место расположения земельного участка, так и его размер, в нарушение требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Аналогичные требования содержатся также в пункте 5.2 Положения о предоставлении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся на территории Энгельсского муниципального района (утвержденного решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31 мая 2007 г. N 257/19-03). Согласно заявлению, поступившему в администрацию 27.05.2008, Ченцов А.В. просил провести работы по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта в отношении земельного участка площадью 16636 кв.м. Администрацией оспариваемое решение принято в отношении земельного участка площадью 7775 кв.м.
Согласно требованиям пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. На схеме расположения спорного земельного участка, утвержденной соответствующими должностными лицами администрации, не отображено расположение земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку для графического изображения спорного земельного участка не использовались ни кадастровый план, ни кадастровая карта соответствующей территории. Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. В нарушение указанных требований схема расположения спорного земельного участка, послужившая основой для принятия оспариваемого постановления, не содержит кадастровых сведений и вообще изготовлена не на основе кадастровой карты территории, а воспроизводит фрагмент электронной карты без использования системы координат и указания местоположения пунктов опорных межевых сетей.
Схема расположения, утвержденная в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, должна предшествовать изготовлению акта выбора земельного участка, поскольку согласно ей определяется вариант выбора земельного участка, который впоследствии утверждается решением о предварительном согласовании места размещения объекта, а также должна служить приложением к самому акту выбора земельного участка согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Акт выбора спорного земельного участка изготовлен 29 апреля 2009 года, схема расположения утверждена руководителем Комитета по земельным ресурсам администрации в мае 2009 года, то есть после изготовления акта выбора.
Постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27.05.2009 N 2869 о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, район протоки р. Каюковка нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и принято с нарушением требований, предъявляемых статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации к порядку предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно, в том числе, содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно действующей в настоящее время редакции пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Согласно пункту 5 той же статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Согласно пункту 6 той же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Сальховым Н.Ю. заявлено в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для устранения допущенных нарушений его прав, законных интересов об обязании администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области принять решение о предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа; выдать Сальхову Николаю Юрьевичу копию решения о предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа с приложением схемы расположения земельного участка площадью 8834 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка.
В связи с принятием администрацией оспариваемых по иску постановлений нарушены права и законные интересы Сальхова Н.Ю. по рассмотрению его заявления о предоставлении земельного участка в установленном законом порядке, сроки и в соответствии с представленными им документами, подлежащие восстановлению в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 по делу N А57-6978/2009 отменить.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.09.2010 по делу N А57-6978/2009 изменить в части обязания администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области принять решение о предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа, обязания администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области выдать Сальхову Николаю Юрьевичу копию решения о предварительном согласовании места размещения лодочной станции на земельном участке площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа с приложением схемы расположения земельного участка площадью 8834 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка.
Обязать администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Сальхова Николая Юрьевича путем рассмотрения заявления от 25.10.2005 о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет общей площадью 8834 кв.м, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, территория Шумейковского округа, в соответствии с представленными заявителем документами.
Обязать администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области выдать Сальхову Николаю Юрьевичу копию принятого решения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно действующей в настоящее время редакции пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Согласно пункту 5 той же статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Согласно пункту 6 той же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
...
В связи с принятием администрацией оспариваемых по иску постановлений нарушены права и законные интересы Сальхова Н.Ю. по рассмотрению его заявления о предоставлении земельного участка в установленном законом порядке, сроки и в соответствии с представленными им документами, подлежащие восстановлению в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 марта 2011 г. по делу N А57-6978/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1237/13
16.01.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11249/12
29.11.2012 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-6978/09
25.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А57-6978/2009
30.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А57-6978/2009