Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 5 марта 2011 г. по делу N А12-13358/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба",
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2010 по делу N А12-13358/2010,
по заявлению закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения и незаконными действий налогового органа, при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Федеральный депозитный банк", г. Волгоград,
установил:
закрытое акционерное общество "Региональная энергетическая служба" обратилось (далее - ЗАО "РЭС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании не подлежащим исполнению инкассовое поручение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области (далее - инспекция N 2) от 30.10.2009 N 6281, направленное на списание в безакцептном порядке денежных средств с расчетного счета N 40702810700010000315, открытого в Волгоградском филиале общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Федеральный депозитный банк" (далее - ООО КБ "ФДБ"); незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - инспекция N 9) по возобновлению действия инкассового поручения от 30.10.2009 N 6281.
В качестве третьего лица привлечено ООО КБ "ФДБ".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2010 оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда без изменения от 11.11.2010, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 9 часов 15 минут 01.03.2011, после которого судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекция N 2 требованием от 18.09.2009 N 864 предложила ЗАО "РЭС" уплатить в срок до 08.10.2009 пени, начисленные за несвоевременную уплату единого социального налога (далее - ЕСН), зачисляемого в Фонд социального страхования, за 2 квартал 2009 года в сумме 679,91 руб.
13.10.2009 ввиду неисполнения требования в установленный срок, налоговым органом принято решение N 1107 о взыскании пени в сумме 679 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Во исполнение данного решения на расчетный счет N 40702810700010000315, открытый ЗАО "РЭС" в Волгоградском филиале ООО КБ "ФДБ", выставлено инкассовое поручение от 30.10.2009 N 6281 на списание в безакцептном порядке пени по ЕСН в сумме 679 руб.
Поскольку отсутствуют денежные средства на счетах налогоплательщика инспекцией N 2 было вынесено решение от 28.10.2009 и постановление от 28.10.2009 N 201 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет имущества общества, на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Инспекция N 2, во избежание двойного взыскания, после возбуждения исполнительного производства службой судебных приставов-исполнителей, приостановил действие инкассового поручения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.01.2010 по делу N А12-24635/2009 признаны недействительными решение Инспекции N 2 от 28.10.2009 и постановление от 28.10.2009 N 201 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет имущества ЗАО "РЭС".
После признания недействительными указанных решения и постановления инспекции N 2, действие инкассовых поручений было возобновлено решением инспекцией N 9, то есть тем налоговым органом на учете которого значится ЗАО "РЭС".
ЗАО "РЭС", считая действия инспекции N 9 по возобновлению действия инкассового поручения незаконными, а инкассовые поручения не подлежащим исполнению, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.03.2009 по делу N А12-1630/2009 в отношении ЗАО "РЭС" введена процедура наблюдения. Заявление о признании ЗАО "РЭС" несостоятельным (банкротом) принято судом к производству 27.01.2009.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2009 по делу N А12-1630/2009 ЗАО "РЭС" признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
Судами установлено, что данная сумма пени начислена за период с 16.06.2009 по 24.06.2009 на сумму задолженности по ЕСН (ФСС), образовавшуюся на основании налоговой декларации за 2 квартал 2009 года по сроку уплаты 15.06.2009.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу закона входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Согласно статье 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Из чего следует, что спорный платеж относится к текущему платежу и подлежит удовлетворению вне рамок дела о банкротстве.
На основании статьи 46 НК РФ налоговый орган вправе для взыскания таких платежей направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
То обстоятельство, что налоговым органом приостанавливалось и возобновлялось действие инкассового поручения не влечет его недействительность.
Обязанность по приостановлению инкассового поручения в связи с вынесением решения о взыскании налога, пени за счет имущества организации, налоговым законодательством не предусмотрена. Как не предусмотрена и процедура возобновления действия инкассового поручения.
С учетом изложенного суды правомерно пришли к выводу, что действия по возобновлению инкассового поручения не противоречат НК РФ и сами по себе не нарушают права налогоплательщика, поскольку обязанность по приостановлению инкассового поручения у налогового органа отсутствовала.
Судами установлено, что инкассовое поручение от 30.10.2009 N 6281 соответствуют всем изложенным требованиям, поскольку в нем указано назначение платежа - пени по ЕСН, зачисляемые в Фонд социального страхования, за период с 16.06.2009 по 31.07.2009. Дата окончания налогового периода 31.07.2009, срок уплаты 31.07.2009.
В оспариваемом инкассовом поручении содержится вся необходимая информация о категории платежа, соответствующая Правилам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, и подтверждающая отнесение взыскиваемого налога к текущему платежу.
Довод заявителя о том, что суду первой инстанции необходимо было, прежде всего, дать оценку законности (незаконности) действий налогового органа по возобновлению действия приостановленного инкассового поручения, а затем только делать вывод о том, подлежит ли такое инкассовое поручение исполнению, был предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц признаются недействительными (незаконными), если будет установлено их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Налоговый орган в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказал, что инкассовые поручения соответствуют требованиям действующего законодательства и действия по их возобновлению не противоречат НК РФ и сами по себе не нарушают права налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, коллегия считает что доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и не находит оснований для отмены судебных актов.
Поскольку при обращении с кассационной жалобой общество обратилось с ходатайством об отсрочке уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы, которое определением от 27.01.2011 удовлетворено, то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации она подлежат взысканию в размере 1000 руб. в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2010 по делу N А12-13358/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба", г. Волгоград, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист в соответствии с резолютивной частью данного постановления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
...
На основании статьи 46 НК РФ налоговый орган вправе для взыскания таких платежей направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
...
Обязанность по приостановлению инкассового поручения в связи с вынесением решения о взыскании налога, пени за счет имущества организации, налоговым законодательством не предусмотрена. Как не предусмотрена и процедура возобновления действия инкассового поручения.
С учетом изложенного суды правомерно пришли к выводу, что действия по возобновлению инкассового поручения не противоречат НК РФ и сами по себе не нарушают права налогоплательщика, поскольку обязанность по приостановлению инкассового поручения у налогового органа отсутствовала.
...
Налоговый орган в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказал, что инкассовые поручения соответствуют требованиям действующего законодательства и действия по их возобновлению не противоречат НК РФ и сами по себе не нарушают права налогоплательщика."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2011 г. по делу N А12-13358/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании