Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 1 ноября 2010 г. по делу N А72-2688/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновскхлебпром", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.07.2010 по делу N А72-2688/2010,
по иску открытого акционерного общества "Ульяновскхлебпром", г. Ульяновск, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, о понуждении заключить договор,
установил:
открытое акционерное общество "Ульяновскхлебпром" (далее - ОАО "Ульяновскхлебпром", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области (далее - ТУ ФАУГИ по Ульяновской области, Территориальное управление Росимущества по Ульяновской области), к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) об обязании заключить договор купли-продажи в порядке приватизации земельного участка кадастровый номер 73:14:030107:280 площадью 1001 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Полевая, 131.
Истец уточнял заявленные требования, однако до принятия уточнений судом, отозвал уточнения, просит рассмотреть исковые требования, заявленные изначально.
Определением от 05.07.2010 ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области заменен на правопреемника, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, мотивируя это нарушением судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представители истца поддержали кассационную жалобу, а представитель ответчика - ТУ ФАУГИ в Ульяновской области, считая кассационную жалобу несостоятельной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Ульяновскхлебпром" принадлежит на праве собственности двухэтажное административное здание общей площадью 371,52 кв.м с принадлежностями (литеры: А, а), расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Полевая, д. 131 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2005 серии 73-АТ N 244450) в соответствии с соглашением об отступном от 20.04.2005 N 11\97 по частичному прекращению обязательств должника открытого акционерного общества "Родниковая долина" (далее - ОАО "Родниковая долина").
Земельный участок под административным зданием относится к землям поселений, площадью 1001 кв.м с кадастровым номером 73:14:0301076:280, является федеральной собственностью (свидетельство о государственной регистрации права от 25.04.2006 серии 73 Ат N 458351)
Указанный участок принадлежал на праве бессрочного (постоянного) пользования ОАО "Родниковая долина" в соответствии с постановлением главы администрации Сенгилеевского района от 14.01.1993 N 1. Был выдан государственный акт серия УЛО N 14-11-75.
Постановлением главы администрации Сенгилеевского района от 03.08.2004 N 181 "Об изъятии земельных участков" ОАО "Родниковая долина" освобождено от прав и обязанностей владельца и пользователя части земельного участка, признано считать площадь земельного участка по адресу Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Полевая, 131 равной 1001 кв.м.
Истец представил кадастровый паспорт от 10.02.2009 N 7314/201/09-300.
18 марта 2009 года истцом в ТУ ФАУГИ в Ульяновской области была направлена заявка на передачу в собственность в порядке приватизации вышеуказанного земельного участка (л.д. 52).
По сведениям истца данная заявка Территориальным управлением Росимущества по Ульяновской области была направлена в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия решения.
Кроме того, истец неоднократно обращался в Росимущество о необходимости рассмотрения документов о передаче земельного участка в собственность истцу.
19 февраля 2010 года ОАО "Ульяновскхлебпром" направило соответчикам в качестве оферты договор купли-продажи данного земельного участка (от 19.02.2010 исх. N 104-105).
Поскольку ни Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, ни Росимущество не передали данный участок в собственность, договор купли-продажи не заключили, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что в настоящее время порядок разграничения полномочий между Росимущество и ее территориальным органом - ТУ ФАУГИ в Ульяновской области установлен приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 "О реорганизации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом", утвердившим Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Согласно пункту 4.8, подпункт "ж", названного положения, ТУ ФАУГИ в Ульяновской области по поручению Агентства осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Такого поручения от Росимущества ТУ ФАУГИ в Ульяновской области на реализацию земельного участка площадью 1001 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Полевая, 131, ОАО "Ульяновскхлебпром" ТУ ФАУГИ в Ульяновской области представлено не было.
С офертой о заключении договора купли-продажи земельного участка истец к Росимущества не обращался и со стороны последнего также отсутствует факт уклонения от заключения договора.
Однако при этом судом не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.
Из пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11) следует, что если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Из изложенного следует, что к обществу как приобретателю объектов недвижимости в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на них уже перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у прежнего их собственника - ОАО "Родниковая долина".
Приобретение объектов недвижимости лицами, которым согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляться не может, накладывает на этих лиц обязанность до установленной Законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ даты - 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ приобрести соответствующий земельный участок в собственность или аренду по своему выбору (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке, установленном Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка) установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, исходя из пункта 2 статьи 28 Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в момент возникновения спора), юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2010 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления. На территории Ульяновской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области.
Таким образом, отказ суда по мотиву отсутствия у Территориального управления поручения Росимущества на приватизацию земельного участка не соответствует названным нормам права и препятствует реализации обществом предусмотренного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости. Судебная коллегия полагает, что внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества.
Поскольку судом первой инстанции обстоятельства, относительно соблюдения требований пункта 5 статьи 36 ЗК РФ не проверялись, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть правовою позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13258/09, в данном постановлении и принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.07.2010 по делу N А72-2688/2010 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления. На территории Ульяновской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области.
Таким образом, отказ суда по мотиву отсутствия у Территориального управления поручения Росимущества на приватизацию земельного участка не соответствует названным нормам права и препятствует реализации обществом предусмотренного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости. Судебная коллегия полагает, что внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества.
Поскольку судом первой инстанции обстоятельства, относительно соблюдения требований пункта 5 статьи 36 ЗК РФ не проверялись, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть правовою позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13258/09, в данном постановлении и принять законный и обоснованный судебный акт."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2010 г. по делу N А72-2688/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании