Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 31 марта 2011 г. по делу N А12-13376/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Россиянка", г. Камышин Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу N А12-13376/2010,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Россиянка", г. Камышин Волгоградской области, к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области, о взыскании денежных средств, при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Норма-Альянс", Волгоград,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Россиянка" (далее - ООО "Россиянка", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (далее - комитет по управлению имуществом, ответчик) о взыскании 735341 руб. 65 коп. вследствие неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судами первой и апелляционной инстанций решением, постановлением, ООО "Россиянка" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового требования.
Заявитель жалобы считает, что судами не учтены положения договора купли-продажи, в котором не указано, что цена приобретаемого в собственность муниципального объекта не включает налог на добавленную стоимость (далее - НДС), также судами не применены при принятии судебных актов положения абзаца 2 пункта 3 статьи 161, пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, из которых следует, что сумма НДС должна входить в рыночную стоимость выкупаемого имущества. Заявитель считает, что выводы судов, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Выводы судов о правомерности включенных в договор условий, касающихся рыночной цены имущества без НДС, не соответствуют законодательству и разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.2009 N 03-07-15/147.
В отзыве на кассационную жалобу комитет по управлению имуществом просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций оставить без изменений, считая их законными и обоснованными.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по договору купли-продажи арендуемого имущества от 27.02.2009 ООО "Россиянка" приобрело у комитета по управлению имуществом встроенное нежилое помещение N 99, общей площадью 311,1 кв.м, расположенное по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, д. 33.
В соответствии с пунктом 2.2 договора продажная цена объекта составила 4670716 руб., которая оплачена истцом в полном объеме, а также проценты в сумме 149772 руб. 97 коп.
Исковое требование мотивировано тем, что продажная цена объекта по договору купли-продажи определена с учетом НДС, в связи с чем у ответчика возникло неосновательное обогащение в виде уплаченных денежных средств в сумме 735341 руб. 65 коп., включающих 18% цены договора и проценты за рассрочку платежа.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 1102, 1104, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что лицо, обратившееся с требованием о возмещении неосновательного обогащения, обязано доказать факт пользования ответчиком принадлежащим истцу имуществом, период такого пользования, отсутствие установленных законом или сделкой оснований для такого пользования, размер неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи используется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки. При этом для целей оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Как установлено судами первой, апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, рыночная стоимость спорного имущества определялась в целях его приватизации. Обязательное проведение оценки такого имущества предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В соответствии с отчетом от 28.01.2009 N 234/09-Н, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Норма-Альянс" (далее - ООО "Норма-Альянс"), рыночная стоимость объекта оценки - встроенного нежилого помещения N 99, общей площадью 311,1 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, д. 33, составляет 4670716 руб.
При этом судами первой и апелляционной инстанций обоснованно не принят во внимание представленный на запрос истца ответ ООО "Норма-Альянс" от 09.06.2010 о том, что рыночная стоимость встроенного нежилого помещения с учетом НДС составляет в сумме 4670716 руб., так как основания включения НДС не приведены и такие выводы сделаны вне рамок положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Так согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретении такого имущества по цене равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, определенном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с разъяснениями, данными в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица судам следует учитывать, что согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82-87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В суде первой инстанции стороны от предложения суда провести экспертизу о соответствии отчета от 28.01.2009 N 234/09-Н, подготовленного ООО "Норма-Альянс" Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки представители отказались, что отражено в протоколе судебного заседания (лист дела 107).
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении искового требования, правомерно исходили из того, что на основании вышеуказанного отчета от 28.01.2009 N 234/09-Н истец и ответчик согласовали в договоре от 27.02.2009 стоимость объекта купли-продажи без указания о включении в стоимость НДС, после чего обязательства по нему исполнили в полном объеме.
Кроме того, необходимо отметить, что комитет по управлению имуществом, выступая продавцом имущества, принадлежащего муниципальному образованию, в силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем на него не могут возлагаться обязанности в сфере налогообложения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не доказывают несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, нарушение им норм материального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов не установлено, следовательно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу N А12-13376/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица судам следует учитывать, что согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
...
В суде первой инстанции стороны от предложения суда провести экспертизу о соответствии отчета от 28.01.2009 N 234/09-Н, подготовленного ООО "Норма-Альянс" Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки представители отказались, что отражено в протоколе судебного заседания (лист дела 107).
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении искового требования, правомерно исходили из того, что на основании вышеуказанного отчета от 28.01.2009 N 234/09-Н истец и ответчик согласовали в договоре от 27.02.2009 стоимость объекта купли-продажи без указания о включении в стоимость НДС, после чего обязательства по нему исполнили в полном объеме.
Кроме того, необходимо отметить, что комитет по управлению имуществом, выступая продавцом имущества, принадлежащего муниципальному образованию, в силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем на него не могут возлагаться обязанности в сфере налогообложения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 марта 2011 г. по делу N А12-13376/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-13376/2010