Постановление Федерального арбитражного суда поволжского округа
от 7 апреля 2011 г. по делу N А55-7369/2010
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 31 октября 2011 г. N А55-7369/2010
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 по делу N А55-7369/2010,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акорд" (ИНН: 6312069383, ОГРН: 1066312057932), г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Министерства экономического развития Российской Федерации, г. Москва, Управлению федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка в части и применении последствий недействительности части сделки,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Акорд" (далее - истец, ООО "Акорд") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества по Самарской области) внести изменения в распоряжение от 01.04.2008 N 178-10 и в приложенный к нему расчет цены выкупа земельного участка и в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) определить цену выкупа земельного участка в размере 2531619 рублей 20 копеек и признании недействительным договора купли-продажи от 25.06.2008 N 99-08-178-р/315, заключенного между филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по Самарской области (правопреемник Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом Министерства экономического развития РФ) и истцом в части установления в пункте 2.1 договора цены выкупа земельного участка в размере, превышающим 2531619 рублей 20 копеек, а также применить последствия недействительности сделки, обязав Управление федерального казначейства Минфина России по Самарской области возвратить ООО "Акорд" денежные средства в размере 9620152 рублей 96 копеек на расчетный счет ООО "Акорд". Вышеуказанные заявленные требования приняты к производству определением Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2010 с присвоением номера дела N А55-4195/2010. В соответствии со статье 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2010 по делу N А55-4195/2010 выделено в отдельное производство требование о признании недействительным договора купли-продажи от 25.06.2008 N 99-08-178-р/315, заключенного между филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по Самарской области (правопреемник Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом Министерства экономического развития РФ) и ООО "Акорд" в части установления в пункте 2.1 договора цены выкупа земельного участка в размере, превышающем 2531619 рублей 20 копеек, а также применение последствий недействительности сделки, обязав Управление федерального казначейства Минфина России по Самарской области возвратить ООО "Аккорд" денежные средства в размере 9620152 рублей 96 копеек на расчетный счет ООО "Акорд". Данное требование принято к производству с присвоением номера дела N А55-7369/2010 определением Арбитражного суда Самарской области от 12.04.2010. Определением Арбитражного суда Самарской области от 13.09.2010 по настоящему делу принято уточнение исковых требований о признании недействительным договора купли-продажи от 25.06.2008 N 99-08-178-р/315, заключенного между специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (правопреемник Федеральное агентство по Управлению Государственным имуществом Министерства экономического развития РФ) и ООО "Акорд" в части установления в пункте 2.1 договора цены выкупа земельного участка в размере, превышающем 2531619 рублей 20 копеек, а также применении последствия недействительности сделки, обязав Территориальное управление Росимущества по Самарской области и Управление Федерального Казначейства по Самарской области возвратить ООО "Аккорд" денежные средства в размере 9620152 рублей 96 копеек на расчетный счет ООО "Акорд".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 заявленные требования удовлетворены: признан недействительным договор купли-продажи от 25.06.2008 N 99-08-178-р/315 в части установления в пункте 2.1 договора цены выкупа земельного участка в размере, превышающем 2531619 рублей 20 копеек. Применены последствия недействительности части сделки: на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области возложена обязанность возвратить ООО "Акорд" денежные средства в размере 9620152 рублей 96 копеек. на расчетный счет ООО "Акорд". В иске к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Министерства экономического развития РФ г. Москва и Управлению Федерального Казначейства по Самарской области г. Самара отказано.
В кассационной жалобе ответчик просит решение и постановление отменить, как несоответствующие нормам материального права.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 07.04.2011, до 13 часов 30 минут.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.06.2008 между филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по Самарской области и ООО "Акорд" был заключен договор купли-продажи земельного участка N 99-08-178-р/315, общей площадью 34397 кв.м, с кадастровым номером 63:01:02 58 001:0004, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, участок б/н.
Указанный договор был заключен в соответствии с распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 01.04.2008 N 178-Р и расчетом цены выкупа земельного участка, которая составила 12151772,16 (двенадцать миллионов сто пятьдесят одна тысяча семьсот семьдесят два рубля 16 копеек).
Истец, ссылаясь на пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указывает, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, по мнению истца, цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:01:02 58 001:0004, номер в реестре федерального имущества П11630000119, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, участок б/н, должна составлять 2,5% от кадастровой стоимости участка, то есть 2531619 рублей 20 копеек.
Истец обратился к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Самарской области о внесении изменений в расчет и договор N 99-08-178-р/315, а также о возврате переплаченной суммы.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Самарской области указало, что договор был заключен с филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Самарской области, и в соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно только по соглашению сторон, однако Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Самарской области не являются стороной по договору.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования о признании недействительным договора купли-продажи в части установления цены выкупа земельного участка и применении последствий недействительности сделки, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.01.2010 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственником расположенных на таких земельных участках зданий строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ). При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% (двадцати процентов) кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью населения свыше 3 миллионов человек и 2,5% (двух с половиной процентов) кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 01.01.2010 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах: 20% (двадцати процентов) кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% (двух с половиной процентов) кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка. Из содержания названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий". Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.05.2009 N ВАС-5230/09.
Таким образом, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
На земельном участке, являющемся предметом вышеуказанного договора купли-продажи, расположены объекты, которые были ранее отчуждены из государственной собственности, а именно: производственный корпус, пристрой к производственному корпусу и контрольно-пропускной пункт. Указанные объекты были переданы, как объекты незавершенного строительства, от Куйбышевского Грузового автотранспортного предприятия N 2, к открытому акционерному обществу "Самарское Грузовое Автотранспортное Предприятие N 2" по договору N 3 передачи имущества в собственность акционерного общества от 17.01.1994.
Указанные объекты были достроены и введены в эксплуатацию по решению Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2006 обществом с ограниченной ответственностью "Мастер". 10.11.2006 ООО "Мастер" продало вышеуказанные объекты недвижимости ООО "Элкоприборсервис".
16.11.2006 ООО "Акорд" купило вышеуказанные объекты недвижимости у ООО "Элкоприборсервис".
06.12.2006 г. ООО "Акорд" получило свидетельства о регистрации права собственности на вышеуказанные объекты. Весь перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370, был направлен в филиал специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по Самарской области были предоставлены до заключения договора купли-продажи, а именно 23.06.2008.
Таким образом, ООО "Акорд" имеет все основания на льготную цену и на этом основании цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:01:02 58 001:0004, номер в реестре федерального имущества П11630000119, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, участок б/н, должна составлять 2,5% от кадастровой стоимости участка, т.е. 2531619 рублей 20 копеек.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области считает, что оно не является правопреемником специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества".
В определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2009 по делу N ВАС-16500/09 указано, что на основании распоряжения Правительства РФ от 28.06.2008 N 947-р учреждение РФФИ ликвидировано. Запись о государственной регистрации прекращения юридического лица учреждения РФФИ - в связи с его ликвидацией внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2009.
Согласно пункту 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, на него возложены функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с изменениями системы и структуры государственных органов Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.06.2008 N 947-р ликвидационной комиссии учреждения "Российский фонд Федерального имущества" поручено до 01.12.2008 обеспечить внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования учреждения "Российский фонд Федерального имущества". Пунктом 4 распоряжения Правительства РФ от 28.06.2008 N 947-р Росимуществу предписано принять имущество учреждения РФФИ и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом перешли функции упраздненного СГУ при Правительстве РФ "РФФИ".
Кроме того, ему передано имущество ликвидированного лица и его обязательства перед кредиторами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в письме от 19.07.2004 N С1-7/уп-905, производство по делам, по которым от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа, в названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых органов.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области является правопреемником специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" в части обязательственных прав по оспариваемой сделке.
Довод кассационной жалобы о том, что Территориальные управления Росимущества не могут выступать ответчиками по делам о взыскании денежных средств с Российской Федерации, повторяет довод апелляционной жалобы, которому апелляционным судом дана надлежащая оценка.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) указано, что главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено названным Кодексом. Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (и согласно утратившего силу положения от 27.11.2004 N 691), предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Одним из полномочий Росимущества в установленной сфере деятельности является осуществление им в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочий собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3 названного Положения).
В соответствии с пунктом 5.47 указанного Положения Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.
Согласно совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.09.2008 N 08-00-02-89/N 42-7.1-15/9.2-423, в силу установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий администратор доходов бюджета вправе самостоятельно принять решение о возврате либо осуществляет возврат на основании судебного акта в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" - в случае обязания его судом осуществить возврат и в соответствии со статьей 242.3 БК РФ - в случае взыскания судом денежных средств с соответствующего администратора доходов бюджета.
Представленные в кассационной жалобе ссылки Территориального управления на сложившуюся судебную практику и на постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 не могут быть приняты во внимание, так как касаются других полномочий Территориального управления - взыскание и возмещение ущерба.
Взыскание с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области средств соответствует многочисленной правоприменительной практике по данным спорам, в том числе по делу N А05-8681/2008, определением Высшего Арбитражного суда РФ N ВАС-7526/09 от 29.06.2009 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 по делу N А55-7369/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Одним из полномочий Росимущества в установленной сфере деятельности является осуществление им в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочий собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3 названного Положения).
В соответствии с пунктом 5.47 указанного Положения Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.
Согласно совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.09.2008 N 08-00-02-89/N 42-7.1-15/9.2-423, в силу установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий администратор доходов бюджета вправе самостоятельно принять решение о возврате либо осуществляет возврат на основании судебного акта в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" - в случае обязания его судом осуществить возврат и в соответствии со статьей 242.3 БК РФ - в случае взыскания судом денежных средств с соответствующего администратора доходов бюджета.
Представленные в кассационной жалобе ссылки Территориального управления на сложившуюся судебную практику и на постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 не могут быть приняты во внимание, так как касаются других полномочий Территориального управления - взыскание и возмещение ущерба."
Постановление Федерального арбитражного суда поволжского округа от 7 апреля 2011 г. по делу N А55-7369/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2013 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-7369/10
31.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9448/11
06.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8663/11
06.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9761/11
11.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9991/11
21.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9991/11
30.05.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4965/11
07.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-7369/2010
19.01.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13663/2010