Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 2 марта 2011 г. N 3-11/11
(извлечение)
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2011 г. N 11-Г11-13 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
с участием прокурора Х-ой
при секретаре Ш-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цолиной Елены Викторовны об оспаривании отдельных положений постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан", от 03.02.2010 N 53 "Об установлении повышающих коэффициентов и внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросам предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки",
установил:
Цолина Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан", от 03.02.2010 N 53 "Об установлении повышающих коэффициентов и внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросам предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки".
В обоснование заявленных требований указала, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан" в части определения суммарного размера общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи и (или) принадлежащих им на праве собственности (п. 2.3) при установлении нуждаемости в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан противоречит статьям 30 и 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.02.2010 N 53 "Об установлении повышающих коэффициентов и внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросам предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки" в части исключения граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае обнаружения в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих право граждан на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки (п. 14) по ее мнению противоречит статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 "Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Квартира, в которой она проживает составляет 74,70 кв. м, находится в долевой собственности, ей принадлежит 1/5 доля. Собственники квартиры ведут раздельное хозяйство, двое из собственников запрещают пользоваться, в том числе и ей, их долями. Она с 1986 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживает на протяжении длительного времени с родственниками, страдающими тяжелой формой хронического заболевания. Считает, что данное обстоятельство является основанием для обеспечения ее жильем по социальной ипотеке и ее право не должно ограничиваться в пользовании государственной поддержкой при заключении договора о социальной ипотеке.
Однако, оспариваемые постановления носят дискриминационный характер, нарушают ее права, и законные интересы собственников долей жилого помещения, создают препятствия для осуществления их жилищных прав, налагают дополнительные обязанности на граждан, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, ограничивают ее право пользоваться государственной поддержкой при заключении договора социальной ипотеки.
В дальнейшем Цолиной Е.В. неоднократно дополнялись и уточнялись требования. В окончательной редакции заявитель просит признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими пункты 2.2, 2.3, первое предложение пункта 3, пункт 5.1, абзац 7 пункта 14 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 г. N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе ипотеки в Республике Татарстан" (далее - Правила), пункт 16 Приложения N 2 и абзац 17 Перечня документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии заявителя и его семьи на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке - Приложения N 3 к Правилам, утвержденным указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Цолина Е.В. утверждает, что пункт 2.2 не соответствует статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 5.1 в нарушение норм действующего законодательства, устанавливает общеобязательные основания постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в том числе и при перерегистрации по данной государственной программе без учета особенностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил самопроизвольно определена норма постановки на учет, что противоречит пунктам 1, 2 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 1 и 2 статьи 246, пунктам 1 и 2 статьи 247, пункту 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, данная норма понуждает собственника к государственной регистрации именно по месту нахождения объекта собственности, что противоречит: пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Абзац 7 пункта 14 Правил противоречит федеральному законодательству, поскольку перерегистрация сведений, необходимых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации.
Пункт 16 Приложения N 2 к Правилам N 190 в части определения совокупного уровня обеспеченности общей площадью на одного члена семьи является не конкретным, нет единообразия в понимании данной нормы.
Приложение N 3 к Правилам (Перечень документов, необходимых для перерегистрации заявителей, подавших заявления для улучшения жилищных условий по социальной ипотеки) в части истребования справки о наличии жилья в собственности или осуществления сделок по его отчуждению противоречит пункту 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В дополнение к ранее заявленным требованиям Цолина Е.В. также просила суд признать недействующими отдельные положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 2 марта 2011 года требования Цолиной Е.В. в части признания недействующими отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" выделены в отдельное производство.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованиями не согласилась, указывая, что оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах полномочий, представленных ему федеральным законодательством.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителя необоснованными, суд приходит к следующему.
Как установлено в суде, поводом обращения Цолиной Е.В. в суд явился отказ Главы администрации Приволжского района Исполнительного комитета г. Казани в перерегистрации и снятие ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
15 апреля 2005 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан" (далее - постановление).
Первоначальный текст постановления официально опубликован в изданиях "Республика Татарстан", N 82-83, 23.04.2005, "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 04.05.2005, N 17.
Пункт 2.2 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных постановлением, определяет понятие нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки - как размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи.
Согласно пункту 2.3 Правил совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилых прав - суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Пунктом 3 Правил установлена норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в размере 18 квадратных метров.
Пункт 5.1 Правил регулирует общеобязательные основания постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. К таким, согласно указанной норме, относятся: подача Заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; осуществление трудовой деятельности Заявителями и трудоспособными членами семьи; совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка; наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность.
Цолина Е.В. утверждает, что указанные положения Правил противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации - части 7 статьи 57, частям 1, 2 и 3 статьи 30.
Однако, с такой позицией заявителя суд согласиться не может.
Как следует из преамбулы постановления оно принято исполнительным органом государственной власти республики в целях реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", создания единой системы учета для приобретения жилых помещений по социальной ипотеке, то есть, постановление регулирует вопросы, улучшения жилищных условий граждан, относящиеся к сфере жилищного законодательства.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
В силу действующих норм Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения (статьи 1, 12).
Согласно части 2 статьи 5 Кодекса жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, согласно статье 2 указанного Кодекса в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
На основании анализа приведенных выше норм федерального законодательства суд приходит к выводу о том, что осуществление нормативного правового регулирования отношений в сфере социальной ипотеки, как меры государственной поддержки, является не только правом, но и обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку конституционный принцип равенства всех перед законом может быть реализован именно путем нормативного закрепления единого для всех порядка получения такой государственной поддержки.
Кабинет Министров Республики Татарстан, как высший исполнительный орган государственной власти республики, в соответствии с частью 1 статьи 102, статьей 103 Конституции Республики Татарстан, наделен правом по изданию нормативных правовых актов, направленных на реализацию указанных выше полномочий.
В Республике Татарстан в настоящее время действует Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан". Статьей 3 Закона определено, что под социальной ипотекой понимается предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
Под основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, понимаются определяемые в соответствии с настоящим Законом требования к условиям предоставления жилья в рассрочку, порядку заключения и существенным условиям договоров, регулирующих отношения между участниками системы социальной ипотеки.
Государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в соответствии со статьей 4 Закона осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.
Этим же законом регламентированы полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в данной сфере.
В частности, к компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан отнесено установление порядка реализации основных требований, предъявляемых к государственной поддержке развития в системе социальной ипотеки, в том числе: установление правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; регулирование норматива общей площади жилых помещений, предоставляемых на принципах социальной ипотеки; введение требований к занятости и размеру дохода; установление правил и порядка зачета принимаемой в счет оплаты собственности, а также порядка определения ее стоимости; регулирование периода рассрочки платежей и размеров первоначального взноса; установление размеров и порядка индексации стоимости невыкупленной части площади жилых помещений. Не ограничиваясь только этой компетенцией, республиканский законодатель определил, что Кабинет Министров республики в области развития жилищного строительства вправе осуществлять и иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан (часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 11 Закона Республики Татарстан).
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан, определяя в пункте 2.2 Правил понятие нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении условий в системе социальной ипотеки, в пункте 2.3 - совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилищных прав, устанавливая в пункте 3 Правил норму постановки на учет нуждающихся в улучшении условий в системе социальной ипотеки в размере 18 кв. м, а также регулируя в пункте 5.1 общеобязательные основания постановки на учет семей нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
В данном случае заявителем не учитывается, что Жилищный кодекс Российской Федерации указанные вопросы не регулирует. В этой связи ссылка Цолиной Е.В. на статьи 50 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, необоснованна.
Оспариваемые положения не противоречат и частям 1-3 статьи 30 Кодекса, устанавливающих права и обязанности собственника жилого помещения, статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей понятие и основание возникновения общей собственности, частям 1 и 2 статьи 246, статье 247 этого же Кодекса, регулирующих вопросы распоряжения, владения и пользования имуществом, находящимся в долевой собственности.
Это же относится и к пункту 16 анкеты заявителя - Приложение N 2 к Правилам, в соответствии с которым заявителю в анкете необходимо указать совокупный уровень обеспеченности общей площади на одного человека. Довод заявителя о том, что формулировка "определения совокупного уровня обеспеченности общей площадью на одного члена семьи" является не конкретной не соответствует правовому смыслу пункта 2.3 Правил.
По мнению суда, формула, закрепленная в пункте 2.3 Правил (определение совокупного уровня обеспеченности общей площади в объектах жилых прав) в полной мере соответствует и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель в своих объяснениях. В соответствии с этой нормой Кодекса при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Что касается нормы постановки на учет в размере 18 кв. м общей площади на одного члена семьи (пункт 3 Правил) и пункта 5.1 (общеобязательные основания постановки на учет семей нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки), то Цолина Е.В., признавая норму постановки на учет в размере 18 кв. м одной из наименьшей, относительно установленных в других субъектах Российской Федерации, в судебном заседании не смогла пояснить, в чем заключается противоречие указанной нормы федеральному законодательству. Между тем, правоотношения в рамках социальной ипотеки носят административный характер, и исполнительный орган власти вправе в рамках государственной поддержки устанавливать как норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и общеобязательные основания постановки на учет семей нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Довод Цолиной Е.В. о том, что пунктом 5.1 Правил не учитывается проживание семьи с больными родственниками, является неубедительным, так как перечень оснований, закрепленных в пункте 5 Правил, не является исчерпывающим. Пунктом 5.2 Правил наряду с основными, предусмотрены и дополнительные основания, в том числе и иные случаи, установленные действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункты 2.2, 2.3, 3, 5.1 Правил и пункт 16 Приложения N 2, не противоречат федеральному законодательству.
Пунктом 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.02.2010 N 53 "Об установлении повышающих коэффициентов, и внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросам предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки" в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190 внесены изменения, в частности, пункт 14 дополнен абзацем седьмым.
Пунктом 14 Правил устанавливаются основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в том числе, выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки (абзац 7).
По мнению Цолиной Е.В. абзац 7 пункта 14 Правил противоречит федеральному законодательству, поскольку такая перерегистрация сведений не предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации.
Между тем, заявителем не учитывается, что регламентируя условия реализации конституционных прав на жилище, включая порядок признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, государственный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила, что и было осуществлено Кабинетом Министров Республики Татарстан в пункте 14 Правил.
Аналогичным образом разрешен данный вопрос и в статьях 55 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации относительно права граждан стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Так, согласно статье 55 Кодекса право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа.
При таком положении суд приходит к выводу о соответствии федеральному законодательству абзаца 7 пункта 14 Правил.
Отсутствуют основания и для признания недействующим абзаца 17 Приложения N 3 к Правилам - Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии заявителя и его семьи на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке (далее - Перечень), в части предоставления справки о наличии жилья в собственности или осуществления сделок по отчуждению (на всех лиц, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении заявителя, в том числе из других регионов России, за последние пять лет), поскольку при отсутствии таковой определить нуждаемость в улучшении жилищных условий не представляется возможным.
Кроме того, Перечень составлен Кабинетом Министров Республики Татарстан в полном соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
К тому же, по мнению суда, Кабинетом Министров Республики Татарстан при установлении Перечня учтены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденным приказом Минрегиона Российской Федерации от 25.02.2005 N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма".
Данным правовым актом рекомендованы следующие документы, которые целесообразно приложить к заявлению:
- выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;
- справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;
- при необходимости иные документы.
Исходя из изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении заявления Цолиной Е.В. отказать.
И в заключении необходимо отметить, что доводы Цолиной Е.В., изложенные ею как в заявлениях, так и в объяснениях суду, сводятся к несогласию не с оспариваемыми положениями Правил, а с основанием снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В данном случае Цолина Е.В. не лишена возможности оспорить данное решение главы муниципального образования, обратившись в суд с соответствующим заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Цолиной Елене Викторовне в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими пунктов 2.2, 2.3, первого предложения пункта 3, пункта 5.1, абзаца 7 пункта 14 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе ипотеки в Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 г. N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе ипотеки в Республики Татарстан", пункта 16 Приложения N 2 и абзаца 17 Перечня документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии заявителя и его семьи на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке - Приложения N 3 к Правилам, утвержденным указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судом отказано в признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими отдельных положений Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 г. N 190.
К компетенции Кабинета Министров законодательством отнесено установление порядка реализации основных требований, предъявляемых к государственной поддержке развития в системе социальной ипотеки; регулирование норматива общей площади жилых помещений, предоставляемых на принципах социальной ипотеки; введение требований к занятости и размеру дохода; установление правил и порядка зачета принимаемой в счет оплаты собственности, а также порядка определения ее стоимости; регулирование периода рассрочки платежей и размеров первоначального взноса; установление размеров и порядка индексации стоимости невыкупленной части площади жилых помещений.
Заявителем не учтено, что Жилищным кодексом Российской Федерации регулируются не все вопросы в данной сфере. Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Кабинет Министров в области развития жилищного строительства вправе осуществлять и иные, не противоречащие законодательству, полномочия, в связи с чем оспариваемые Правила признаны принятыми в соответствии с федеральным законодательством и не противоречащими ему.
Регламентируя условия реализации конституционных прав на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, орган государственной власти субъекта РФ в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила, что и было осуществлено Кабинетом Министров.
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2011 г. N 11-Г11-13 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда РТ от 2 марта 2011 г. N 3-11/11
Настоящее решение вступило в законную силу 25 мая 2011 г.
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2011 г. N 11-Г11-13 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения