Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 30 апреля 2009 г. N 3-23/09 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 июля 2009 г. N 11-Г09-12 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
при секретаре Ш-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующим пункта 3.3.5 Порядка проведения публичного мероприятия на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2008 года N 128,
установил:
Согласно пунктов 3.3 и 3.3.5 Порядка проведения публичного мероприятия на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2008 года N 128 (далее - Порядок) организаторам публичного мероприятия, подавшим уведомление о проведении публичного мероприятия на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия, может быть направлено обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия в случаях:
Если проведение публичного мероприятия создает препятствие в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, расположенных на территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия.
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3.3.5 Порядка, указывая, что условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы лишь федеральными законами. Федеральным законодательством не установлен запрет на проведение на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, публичных мероприятий в случае, если такое мероприятие создает препятствие в работе государственных учреждений, расположенных на территории памятника истории и культуры.
Приняв оспариваемую норму, Кабинет Министров Республики Татарстан вышел за пределы своих полномочий.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан требование поддержал.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием не согласилась, указывая, что пункт 3.3 Порядка не предусматривает запрета на проведение публичных мероприятий и не создает препятствий в осуществлении прав граждан на проведение таких мероприятий.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом, Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
Статьей 31 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Установленные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ от 19.06.2004 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
28 февраля 2008 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 128, которым утвержден Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка органы, установленные статьей 3 Закона Республики Татарстан, после получения заключения органа исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, о невозможности проведения публичного мероприятия на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия направляют организатору публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства.
К указанным органам, согласно статье 3 Закона Республики Татарстан от 16 января 2006 года N 1-ЗРТ "О порядке подачи уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан", относятся администрация муниципального образования - городского или сельского поселения, городского округа, администрация муниципального района, орган, уполномоченный Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Пункт 3.3 и оспариваемый пункт 3.3.5 Порядка устанавливают следующее правило: организаторам публичного мероприятия, подавшим уведомление о проведении публичного мероприятия на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия, может быть направлено обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия в случае (п. 3.3), если проведение публичного мероприятия создает препятствие в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, расположенных на территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия (п. 3.3.5).
Суд полагает, что пунктом 3.3.5 во взаимосвязи с пунктами 3.2 и 3.3 Порядка установлен запрет проведения публичного мероприятия на территориях объектов культурного наследия, не предусмотренный федеральным законодательством.
Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать свои нормативные правовые акты, касающиеся вопросов проведения публичных мероприятий только в целях обеспечения условий и порядка проведения таких мероприятий и только в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Субъектам Российской Федерации не предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные запреты или ограничения для проведения публичных мероприятий, в том числе на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры. На таких территориях, с учетом особенностей объектов истории и культуры, субъекты Российской Федерации могут только определять порядок проведения публичных мероприятий, а не запрещать (ограничивать) их проведение.
Так, в силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ от 19.06.2004 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозу обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральным законом.
Нормами Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" или иным законом Российской Федерации не установлен запрет или какое-либо ограничение на проведение на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, публичных мероприятий в случае, если такое мероприятие создает препятствие в работе государственных учреждений, расположенных на территории памятника истории и культуры.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 3.3.5 Порядка противоречит федеральному законодательству.
С доводом представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что оспариваемая норма не создает гражданам дополнительных препятствий проведения таких мероприятий, а лишь предоставляет органам, рассматривающим вопросы уведомления о проведении публичных мероприятий на территории объекта, возможность реально оценить ситуацию в части охраны объектов культурного наследия, суд согласиться не может, поскольку, исходя из смысла пункта 3.3.5, целью такого запрета является не сохранение объектов культурного наследия, а обеспечение беспрепятственной работы государственных органов, расположенных на территории этих объектов.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 3.3.5 Порядка проведения публичного мероприятия на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2008 года N 128.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 3.3.5 Порядка проведения публичного мероприятия на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2008 года N 128 "Об утверждении Порядка проведения публичного мероприятия на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспариваемым положением устанавливались условия ограничения при проведении публичного мероприятия на территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия.
Конституцией Российской Федерации гражданам гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать свои нормативные правовые акты, касающиеся вопросов проведения публичных мероприятий, только в целях обеспечения условий и порядка проведения таких мероприятий и только в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Субъектам Российской Федерации не предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные запреты или ограничения для проведения публичных мероприятий, в том числе на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры. На таких территориях, с учетом особенностей объектов истории и культуры, субъекты Российской Федерации могут только определять порядок проведения публичных мероприятий, а не запрещать (ограничивать) их проведение.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 июля 2009 г. N 11-Г09-12 решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда РТ от 30 апреля 2009 г. N 3-23/09 г.
Настоящее решение вступило в законную силу 1 июля 2009 г.
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 июля 2009 г. N 11-Г09-12 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения