Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 14 мая 2009 г. N 3-27/09
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 11-Г09-14 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего: Г-ва
при секретаре Н-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шарафутдинова Дамира Ахатовича о признании недействующим пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.02.2009 N 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома",
установил:
постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан 16 февраля 2009 года принято постановление N 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома" (далее - постановление), которым утвержден расчет расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома (далее - Расчет).#
14 апреля 2009 года Шарафутдинов Д.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления, указывая, что подпунктом "а" пункта 1 постановления утверждена формула расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета. В соответствии с данной формулой на граждан возложена обязанность оплачивать объем (количество) электроэнергии, потребленной за расчетный период в помещении, не оборудованном прибором учета, определенный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных в установленном порядке, увеличенный на объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
По мнению заявителя, данная норма противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в частности пункту 26, в соответствии с которым коммунальные услуги предназначенные для содержания общего имущества многоквартирного дома, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Согласно пункту 30 указанных Правил в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
Таким образом, по мнению заявителя, расход электрической энергии, необходимой для содержания общего имущества многоквартирного дома, уже включен в состав норматива потребления электрической энергии, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543. Увеличение данного норматива на объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды является незаконным.
Заявитель утверждает, что подпункт "а" пункта 1 постановления, возлагая на граждан обязанность дважды оплачивать расход электрической энергии, необходимой для содержания общего имущества многоквартирного дома, существенно нарушает его права и законные интересы, а также права других потребителей коммунальных услуг и противоречит федеральному законодательству.
23 апреля 2009 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 257 в абзац 1 пункта 1, в пункт 2 Расчета внесены изменения. Текст Расчета дополнен пунктом 3 следующего содержания: "3. Расчет, утвержденный настоящим постановлением, не применяется для расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для комнат в коммунальных квартирах".
В судебном заседании Шарафутдинов Д.А., придерживаясь тех же доводов, уточнил требование и просил признать недействующим расчет расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.02.2009 N 87 (в редакции постановления КМ РТ от 23.04.2009 N 257), при этом также сослался на то, что постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением полномочий, так как расчет и внесение платы за коммунальные услуги отнесено к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ст. 157 ЖК РФ).
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением не согласились, указывая, что оспариваемое постановление принято в целях обеспечения равных и справедливых условий при начислении гражданам платежей за электроснабжение. Шарафутдинов Д.А. не учитывает то обстоятельство, что Расчет применяется при определении платы за потребленную электрическую энергию лишь в жилых помещениях.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
16 февраля 2009 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребляемой внутри многоквартирного дома".
Согласно пункту 1 Расчета при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета, расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для помещений:
а) не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по следующей формуле:
где:
- объем (количество) электроэнергии, фактически потребленной за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (кВт. час);
- суммарный объем (количество) потребленной электроэнергии за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета электроэнергии, измеренный индивидуальными приборами учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт. час на одного проживающего;
- суммарный объем (количество) потребленной электроэнергии за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных в установленном порядке;
- общая площадь i-того помещения (квартиры), не оборудованного приборами учета электроэнергии;
- общая площадь всех помещений (квартир) в многоквартирном доме, не оборудованных приборами учета электроэнергии;
- тариф на электроэнергию, установленный в соответствии с законодательством;
- объем (количество) электроэнергии, потребленной за расчетный период в i-том помещении, не оборудованном прибором учета, определенный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных в установленном порядке.
23 апреля 2009 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 257 в Расчет внесены изменения: абзац 1 пункта 1 после слов "за потребленную электрическую энергию для" дополнен словом "жилых"; пункт 2 после слов "приборами учета и оборудовании всех" дополнен словом "жилых", после слов "объему потребленной электрической энергии" - словами "в жилом помещении". Текст Расчета дополнен пунктом 3 следующего содержания: "3. Расчет, утвержденный настоящим постановлением, не применяется для расчета, размера платы за потребленную электрическую энергию для комнат в коммунальных квартирах".
Заявитель утверждает, что Кабинет Министров Республики Татарстан утверждая Расчет, превысил свои полномочия, поскольку установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчетов и внесения такой платы, согласно статье 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. При этом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации даны полномочия утверждать нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению и тарифы на указанные коммунальные услуги (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ). Кроме того, утверждение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, определяющих, в том числе, порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, отнесено к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Однако, суд не может согласиться с таким доводом заявителя по следующим основаниям.
Жилищное законодательство, в соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
При этом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Согласно пунктам 20-25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным указанным постановлением, нормативы потребления услуг электроснабжения, устанавливаются исходя из усредненных величин (индексов, поправочных коэффициентов, примерного перечня внутриквартирных электробытовых приборов и объема годового потребления ими электрической энергии и др.).
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан пояснил, что поскольку на сегодняшний день, в некоторых квартирах устанавливаются различные агрегаты и механизмы, не учтенные при расчете нормативов (теплые полы, сауны и т.д.), нормативы, установленные исходя из "усредненных" величин, не отражают реальные расходы электрической энергии, потребленной в данных жилых помещениях.
Приложением N 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг", установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Однако, указанный порядок расчета размера оплаты за коммунальные услуги не предусматривает порядок распределения сверхнормативного расхода электрической энергии в жилых помещениях многоквартирного дома и на настоящее время такой порядок федеральным законодательством не предложен.
Из оспариваемого расчета усматривается, что указанная выше формула устанавливает порядок распределения оставшегося (после распределения электрической энергии на общедомовые нужды) количества электрической энергии пропорционально площади жилых помещений, не оборудованных приборами учета.
Объем электроэнергии, фактически потребленной в многоквартирном доме, определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Объем электроэнергии, фактически потребленной в жилом помещении (квартире), оборудованном индивидуальным (квартирным) прибором учета, определяется по показаниям индивидуального (квартирного) прибора учета.
Разница между объемом электроэнергии, фактически потребленной в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и объемом электроэнергии, потребленной в жилых помещениях (как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета) с учетом расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, является сверхнормативным потреблением электроэнергии в квартирах, не оборудованных приборами учета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан, утверждая Расчет, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
В данном случае заявителем не учитывается, что совместное ведение, которое предполагает разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, означает, что при отсутствии Федерального закона субъект Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать соответствующий вопрос, что и было осуществлено Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Указанная позиция нашла свое отражение и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.1997 N 15-П.
Суд также не может согласиться с доводом заявителя о возложении оспариваемым расчетом на него обязанности по оплате расходов электрической энергии, необходимой для содержания общего имущества многоквартирного дома.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг, согласно пункту 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", учитываются: нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). Согласно пункту 30 в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
В соответствии с пунктом 25 Приложения к тому же постановлению Правительства Российской Федерации, расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется в размере - 7 кВт ч в месяц на 1 человека.
Указанная величина (7 кВт ч в месяц на 1 человека) учтена Кабинетом Министров Республики Татарстан при установлении норматива потребления коммунальных услуг электроснабжения (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.11.2006 N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения").
Следовательно, граждане, не имеющие приборов учета, оплачивают расход электрической энергии на общедомовые нужды в рамках нормативов коммунальных услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Расчета, граждане, оплачивающие электрическую энергию по показаниям приборов, оплачивают расход электрической энергии на общедомовые нужды исходя из той же величины -7 кВт ч в месяц на 1 человека.
Таким образом, граждане, имеющие приборы учета, оплачивают, в соответствии с оспариваемым Расчетом, расходы электрической энергии на общедомовые нужды в таком же размере, как и граждане, не имеющие приборов учета (из расчета - 7 кВт ч на 1 человека).
В этой связи, довод Шарафутдинова Д.А. о возложении на него обязанности дважды оплачивать расход электроэнергии, необходимой для содержания общего имущества многоквартирного дома, не находит своего подтверждения.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования Шарафутдинова Д.А.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
в удовлетворении заявления Шарафутдинова Дамира Ахатовича о признании недействующим расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.02.2009 N 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребляемой внутри многоквартирного дома" (в редакции постановления КМ РТ от 23.04.2009 г. N 257) отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На федеральном уровне установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанный порядок не предусматривает порядок распределения сверхнормативного расхода электрической энергии в жилых помещениях многоквартирного дома и на настоящее время такой порядок федеральным законодательством не предложен.
Оспариваемый Расчет устанавливает порядок распределения оставшегося (после распределения электрической энергии на общедомовые нужды) количества электрической энергии пропорционально площади жилых помещений, не оборудованных приборами учета.
Разница между объемом электроэнергии, фактически потребленной в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и объемом электроэнергии, потребленной в жилых помещениях (как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета) с учетом расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, является сверхнормативным потреблением электроэнергии в квартирах, не оборудованных приборами учета.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан, утверждая Расчет, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Суд также не согласился с доводом заявителя о возложении оспариваемым Расчетом на него обязанности по оплате расходов электрической энергии, необходимой для содержания общего имущества многоквартирного дома, поскольку граждане, имеющие приборы учета, оплачивают расходы электрической энергии на общедомовые нужды в таком же размере, как и граждане, не имеющие приборов учета (из расчета - 7 кВт.ч на 1 человека).
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 11-Г09-14 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда РТ от 14 мая 2009 г. N 3-27/09
Настоящее решение вступило в законную силу 29 июля 2009 г.
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 11-Г09-14 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения