Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 3 марта 2009 г. N 3-09/09
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. N 11-Г09-6 настоящее решение оставлено без изменений, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
с участием прокурора В-ва
при секретаре Н-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернявской Ольги Анатольевны о признании недействующими отдельных положений пункта 1 Предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, по Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан на 2009 год, утвержденных постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.09.2008 N 10-27/жкх "Об утверждении для Альметьевского муниципального района индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, на 2009-2011 годы, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2009 год",
установил:
Чернявская О.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 в части цифры "137" Предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, по Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан на 2009 год, утвержденных постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.09.2008 N 10-27/жкх "Об утверждении для Альметьевского муниципального района индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, на 2009-2011 годы, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2009 год" (далее - Предельных индексов).
В обоснование требования указала, что она проживает в городе Альметьевск Республики Татарстан. Услуги по водоснабжению ей оказывает ОАО "Альметьевск-Водоканал". Тариф на водоснабжение и водоотведение на 2009 год установлен Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района в соответствии с постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.09.2008 N 10-27/жкх "Об утверждении для Альметьевского муниципального района индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, на 2009-2011 годы, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2009 год".
Пунктом 1 Предельных индексов, утвержденных указанным постановлением, установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения в размере 137%, что на 15,0% превышает предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, который установлен приказом Федеральной службы по тарифам от 5 августа 2008 г. N 128-э/2 для Республики Татарстан в размере 122,0%.
При установлении предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги водоснабжения для Альметьевского муниципального района в размере 122,0%, установленном Федеральной службой по тарифам для Республики Татарстан, тариф на водоснабжение на 2009 год для населения города Альметьевск не мог бы превысить 23,19 руб. за куб. метр (с НДС), что на 0,57 руб. за куб. метр (с НДС) меньше оспариваемого.
Кроме того, установив предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, для города Альметьевск на 2009 год в размере 137%, т.е. на уровне выше максимального предельного индекса, установленного Федеральной службой по тарифам для Республики Татарстан на 2009 год, Правление Комитета Республики Татарстан по тарифам вышло за пределы своих полномочий, ограниченных статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Придерживаясь тех же доводов, в окончательной редакции представитель Чернявской О.А. просил признать недействующим с 1 января 2009 года пункт 1 Предельных индексов в части предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для города Альметьевск на водоснабжение в размере 137% и водоотведение и очистки сточных вод в размере 120%.
Представители Комитета РТ по тарифам с требованием не согласились.
Выслушав пояснения представителя Чернявской О.А., представителей Комитета РТ по тарифам, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требования заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, пунктом 1 Предельных индексов для города Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на услуги по водоснабжению и отведению и очистки сточных вод установлен индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в размере 137% и 120% (соответственно).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Одним из таких законов является Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон), который закрепляет основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 4 Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок является Федеральная служба по тарифам (п. 2 ст. 4 Закона), которая в силу пункта 1 части 2 статьи 2 указанного Федерального закона вправе устанавливать индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ
Комитет Республики Татарстан по тарифам, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 12 мая 2008 года N УП-207, является органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан и осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.
Полномочия Комитета Республики Татарстан по тарифам по установлению предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям предусмотрены пунктом 3 статьи 4 Закона, в соответствии с которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям.
Аналогичные положения закреплены в пункте 4.4.15 Положения о Комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 12 мая 2008 года N УП-207.
Таким образом, регулирование вопросов по установлению предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям относится к полномочиям Комитета РТ по тарифам.
Что касается законности установления Комитета РТ по тарифам оспариваемых предельных индексов, суд исходит из следующего.
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 21-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Федеральной службой по тарифам приказом от 5 августа 2008 года N 128-э/2 утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2009 год. В строке 55 приложения 1 предусмотрен предельный индекс изменения установленных тарифов для Республики Татарстан в размере 122%.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ
Содержание понятия "предельный индекс" дано в пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с которым это установленный в среднем по субъекту Российской Федерации процент возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Утверждая о том, что предельные максимальные индексы изменения тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению и очистке сточных вод, устанавливаемые по муниципальным образованиям, не могут быть выше предельного максимального индекса, установленного в среднем по субъекту Российской Федерации, Чернявской О.А. не учитывается положение вышеназванной нормы Закона, а также, вытекающее из нее общее правило о том, что размер платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составлять величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов.
Законность такого механизма ценообразования на товары и услуги коммунального комплекса вытекает из разъяснений, содержащихся в информационных письмах Федеральной службы по тарифам, в частности от 11.01.2006 г. N СН-503/12 по вопросу применения приказа Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 года N 853-э/4 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год" и от 08.09.2006 N СН-4251/5 по вопросу применения приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 168-Э/3 в редакции приказа ФСТ России от 11.08.2006 N 179-Э/1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 6 февраля 2006 г. N СН-503/12
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении N 288-О-П от 8 февраля 2007 года, предельные максимальные индексы изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые по муниципальным образованиям, могут отличаться в большую либо меньшую сторону от предельного максимального индекса, установленного в среднем по субъекту Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для города Альметьевск по водоснабжению в размере 137% и водоотведение и очистки сточных вод в размере 120% не нарушают права заявительницы, установлены Комитетом РТ по тарифам в пределах полномочий и в соответствии с требованиями федерального законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования Чернявской О.А. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
в удовлетворении заявления Чернявской Ольги Анатольевны о признании недействующим пункта 1 Предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, по Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан на 2009 год, утвержденных постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.09.2008 N 10-27/жкх "Об утверждении для Альметьевского муниципального района индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, на 2009-2011 годы, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2009 год", в части предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для города Альметьевск на водоснабжение в размере 137% и водоотведение и очистки сточных вод в размере 120% отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральной службой по тарифам предельный индекс изменения установленных тарифов для Республики Татарстан предусмотрен в размере 122%.
Предельные максимальные индексы изменения тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению и очистке сточных вод, устанавливаемые по муниципальным образованиям, могут быть выше предельного максимального индекса, установленного в среднем по субъекту Российской Федерации. Размер платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составлять величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов.
Законность такого механизма ценообразования на товары и услуги коммунального комплекса вытекает из разъяснений Федеральной службы по тарифам.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ предельные максимальные индексы изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок, устанавливаемые по муниципальным образованиям, могут отличаться в большую либо меньшую сторону от предельного максимального индекса, установленного в среднем по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для города Альметьевск по водоснабжению в размере 137% и водоотведение и очистки сточных вод в размере 120% не нарушают права заявительницы, установлены Комитетом РТ по тарифам в пределах полномочий и в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. N 11-Г09-6 настоящее решение оставлено без изменений, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда РТ от 3 марта 2009 г. N 3-09/09
Настоящее решение вступило в законную силу 29 апреля 2009 г.
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. N 11-Г09-6 настоящее решение оставлено без изменений, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения