Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 10 мая 2011 г. N 3-23/11
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2011 г. N 11-Г11-21 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего: Гафарова Р.Ф.
с участием прокурора Мухаметшиной А.А.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Добрынина Максима Валерьевича о признании недействующими отдельных положений подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2008 N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения",
установил:
Добрынин М.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2008 N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" (далее - Правила).
В обоснование заявленного требования указано, что согласно подпункту "а" пункта 4 названных Правил право на получение сертификата имеют граждане, члены многодетных семей, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заявитель считает, что оспариваемое положение препятствует ему в получений субсидии для приобретения жилого помещения как гражданину, являющемуся членом многодетной семьи и воспитывающего своего ребенка. Подпункт "а" пункта 4 Правил противоречит как федеральному законодательству - Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 15, 18, 19, части 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", так и нормам международного права.
Полагает, что критериями семьи должны признаваться совместное проживание, ведение общего хозяйства, а также родственные связи ее членов.
По мнению заявителя, подпункт "а" пункта 4 Правил по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет отказать в праве на получение субсидии гражданам, членам многодетных семей, воспитывающих своих детей.
В судебном заседании Добрынин М.В. и его представитель Хусаинов М.В. требование поддержали.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан - Мухамадиева Ф.М. с заявленным требованием не согласилась, при этом пояснила, что оспариваемая заявителем норма принята в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в установленном порядке и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей требование заявителя необоснованным, суд приходит к следующему.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 16 мая 2008 года принято постановление N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения".
Постановление официально опубликовано в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 11 июня 2008 года, N 22.
Постановлением утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
Согласно пункту 2 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
Из материалов дела, пояснений Добрынина М.В. и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан усматривается, что Крапивкина Л.В. (мать Добрынина М.В.) ранее являлась нанимателем квартиры 3 дома 7 по ул. Высотная г. Казани. Вместе с ней в указанной квартире были зарегистрированы и проживали ее дети Добрынин М.В., Крапивкина А.А., Крапивкина Е.А., Крапивкин А.А., Крапивкин И.А., Крапивкин А.А., Слухай Ю.В., а также внуки Добрынин Т.М. (сын Добрынина М.В.) и Крапивкин Д.А.
В июне 2008 года Крапивкина Л.В. и члены ее семьи как многодетная семья обратились в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани с заявлением о предоставлении сертификата для приобретения жилого помещения на территории г. Казани.
17 сентября 2008 года Крапивкиной Л.В. Минстройжилкомхозом Республики Татарстан был предоставлен сертификат о выделении субсидий на приобретение жилья в размере 1249595 рублей на семью из шести человек.
Указанный сертификат был предоставлен Крапивкиной Л.В. в соответствии с вышеуказанным постановлением на шестерых членов семьи.
Заявитель указывает, что на него с сыном и на Крапивкину Е.А. с сыном сертификат выдан не был по тому основанию, что они с сестрой создали свои семьи.
Добрынин М.В. считает, что исключение его с сыном из состава многодетной семьи на основании оспариваемой нормы, нарушает их право на приобретение благоустроенного жилья. Он вместе с многодетной семьей своей матери состоял на очереди по улучшению жилищных условий с 1986 года, в связи с чем исключение его и сына из списка лиц, имеющих право на получение такого сертификата, является незаконным.
Между тем, суд считает, что оспариваемая норма Правил не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права Добрынина М.В.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Республики Татарстан семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства.
Частью 1 статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
В настоящее время конституционный принцип защиты государством семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в различных отраслях законодательства Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в законодательстве о социальном обеспечении.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
5 мая 1992 года в целях проведения политики по усилению социальной поддержки многодетных семей Президентом Российской Федерации издан Указ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Подпунктом "а" пункта 1 данного Указа правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москва и Санкт-Петербург поручено определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
17 марта 2001 года Президентом Республики Татарстан издан Указ N УП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей". Целью данного Указа, согласно его преамбуле, является усиление социальной поддержки многодетных семей в Республике Татарстан, создание им благоприятных жилищных условий, способствующих полноценному развитию и воспитанию детей, а также привлечения дополнительных государственных средств для обеспечения жилой площадью многодетных семей.
Пунктом 1 Указа установлено, что многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая постановление и закрепляя оспариваемой нормой право многодетным семьям, имеющим пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, на получение социальной поддержки в виде сертификата для приобретения жилья, действовал в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
Суд считает, что доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих вопросы социальной поддержки многодетных семей.
Ссылаясь на положения международных актов, Жилищного (ст. 69) и Семейного (ч. 1 ст. 63) кодексов Российской Федерации, регулирующих вопросы семьи (многодетной семьи), Добрынин М.В. не учитывает, что на федеральном уровне вопрос установления категории семьи, имеющей право на получение названной социальной поддержки, не разрешен. Подпунктом "а" пункта 4 Правил определена категория семей с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии Республики Татарстан для определенной цели, в данном случае - для осуществления дополнительной социальной поддержки таких семей за счет собственных средств Республики Татарстан, что в полной мере соответствует Указу Президента Российской Федерации 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", а также пункту 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Довод заявителя, основанный на том обстоятельстве, что он с семьей состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1986 года, а подпункт "а" пункта 4 Правил препятствует ему реализовать указанное право, является несостоятельным, так как и в этом случае заявитель не учитывает, что предоставление жилищного сертификата есть дополнительная мера социальной поддержки многодетных семей, установление которой является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью.
Оспариваемая Добрыниным М.В. норма не препятствует ему реализовать свое право на улучшение жилищных условий как в порядке очередности (при соответствующих условиях), так и путем участия в системе социальной ипотеки.
Ежели заявитель считает незаконными действия (бездействие) соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц, препятствующих ему в реализации права на получение сертификата на основании Правил, то он вправе оспорить эти действия (бездействие) в порядке и способами, установленными законом (статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Утверждения Добрынина М.В. со ссылкой на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 27 октября 2008 года (л.д. 16) о том, что подпункт "а" пункта 4 Правил препятствует получению субсидии гражданам, являющимся членами многодетных семей, воспитывающих собственных детей, основаны на неправильном толковании самой оспариваемой нормы, где такие ограничения установлены лишь для лиц, "образовавших свои семьи".
В настоящее время федеральное законодательство не содержит общего понятия семьи. В юридической же литературе под семьей принято понимать основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования Добрынина М.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении заявления Добрынина Максима Валерьевича о признании недействующими отдельных положений подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2008 N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ссылаясь на положения международных актов, жилищного и семейного законодательства Российской Федерации, регулирующих вопросы семьи (многодетной семьи), заявителем не учтено, что на федеральном уровне вопрос установления категории семьи, имеющей право на получение сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, не разрешен.
Оспариваемой нормой определена категория семей с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии Республики Татарстан для определенной цели, в данном случае - для осуществления дополнительной социальной поддержки таких семей, за счет собственных средств республики.
Предоставление жилищного сертификата является дополнительной мерой социальной поддержки многодетных семей, установление которой является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью.
Оспариваемая норма не препятствует заявителю реализовать право на улучшение жилищных условий, как в порядке очередности (при соответствующих условиях), так и путем участия в системе социальной ипотеки.
Утверждение о том, что оспариваемая норма препятствует получению субсидии гражданам, являющимся членами многодетных семей, воспитывающих собственных детей, основаны на неправильном толковании оспариваемой нормы. Такие ограничения установлены лишь для лиц, образовавших свои семьи.
Таким образом, в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ним жилого помещения, отказано.
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2011 г. N 11-Г11-21 решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда РТ от 10 мая 2011 г. N 3-23/11
Настоящее решение вступило в законную силу 13 июля 2011 г.
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2011 г. N 11-Г11-21 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения