Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 30 мая 2011 г. N 3-13/2011
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2011 г. N 11-Г11-24 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан от 31.12.2010 N 108-ЗРТ "О границах судебных участков мировых судей Республики Татарстан по Нурлатскому району и городу Нурлату Республики Татарстан",
установил:
прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан от 31.12.2010 N 108-ЗРТ "О границах судебных участков мировых судей Республики Татарстан по Нурлатскому району и городу Нурлату Республики Татарстан" (далее - Закон РТ).
В обоснование требования указано, что согласно статье 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек.
Оспариваемым Законом Республики Татарстан на территории Нурлатского района и города Нурлат Республики Татарстан создано два судебных участка. Однако, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан на территории Нурлатского района и города Нурлат по состоянию на 1 октября 2010 проживает 60444 человек, что предполагает создание трех судебных участков. Таким образом, количество населения превышает максимальную границу создания одного судебного участка, установленную Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации".
Считает, что Закон РТ принят с нарушением федерального законодательства.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан требование поддержала.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан с заявленным требованием не согласился.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан - Синякову Г.Ю., представителя Государственного Совета Республики Татарстан, - Курманова М.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
31 декабря 2010 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан N 108-ЗРТ "О границах судебных участков мировых судей Республики Татарстан по Нурлатскому району и городу Нурлату Республики Татарстан".
Текст оспариваемого Закона опубликован в официальном издании - газете "Республика Татарстан" N 7 от 15 января 2011 года.
Согласно Описанию границ судебных участков мировых судей Республики Татарстан по Нурлатскому району и городу Нурлату Республики Татарстан, утвержденному указанным Законом, в границу судебного участка N 1 включается часть территории муниципального образования "город Нурлат", граница которой проходит от точки, расположенной не пересечении западной границы города и улицы Симбирской, на восток по осевым линиям улицы Симбирской, включая дома, расположенные по нечетной стороне, и улицы Советской, включая дома, расположенные по четной стороне, до пересечения с улицей 70 лет Нурлатскому району, далее поворачивает на юго-восток и идет по улице 70 лет Нурлатскому району, включая организации и предприятия, расположенные по правой стороне (по улице Гиматдинова), до пересечения с улицей Нурлатской, затем проходит на северо-восток по улице Нурлатской, включая территорию, расположенную по правой стороне, до восточной границы города, далее идет на юго-восток по границе муниципального образования "город Нурлат" до точки, расположенной на пересечении западной границы города с улицей Симбирской.
В границу судебного участка N 1 включаются территории следующих муниципальных образований: Амзинское, Андреевское, Бикуловское, Богдашкинское, Бурметьевское, Егоркинское, Кульбаево-Марасинское, Мамыковское, Новоиглайкинское, Селенгушское, Среднекамышлинское, Старочелнинское и Тюрнясевское сельские поселения Нурлатского муниципального района.
В границу судебного участка N 2 включается часть территории муниципального образования "город Нурлат", граница которой проходит от точки, расположенной на пересечении восточной границы города и улицы Нурлатской, на юго-запад по улице Нурлатской, включая территорию, расположенную по правой стороне, до пересечения с улицей 70 лет Нурлатскому району, далее на юго-восток по улице 70 лет Нурлатскому району, включая дома, расположенные по правой стороне (по улице 70 лет Нурлатскому району), до пересечения с улицей Советской, далее идет на запад по осевой линии улицы Советской, включая дома, расположенные по нечетной стороне, затем проходит по оси улицы Симбирской, включая дома, расположенные по четной стороне, до западной границы города, далее проходит по границе муниципального образования "город Нурлат" на северо-восток до точки, расположенной на пересечении восточной границы города с улицей Нурлатской.
В границу судебного участка N 2 включаются территории следующих муниципальных образований: Ахметовское, Биляр-Озерское, Гайтанкинское, Елаурское, Зареченское, Кичкальнинское, Новотумбинское, Староальметьевское, Степноозерское, Тимерлекское, Фомкинское, Чулпановское и Якушкинское сельские поселения Нурлатского муниципального района.
Из объяснений представителя прокурора Республики Татарстан следует, что количество населения, проживающего в Нурлатском районе и городе Нурлат Республики Татарстан (60444 человек), в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", предполагает создание не двух, а трех судебных участков. Иное регулирование данного вопроса противоречит федеральному законодательству.
Однако суд считает, что позиция прокурора, основана на неправильном толковании закона.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы судоустройства находятся в ведении Российской Федерации.
Конституционное право на судебную защиту обеспечивается судебной системой Российской Федерации, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 46, часть 1 статьи 47 Конституции РФ).
Согласно статье 4 Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся и в Конституции Республики Татарстан - часть 1 статьи 40, статья 111.
В силу части 2 статьи 3 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФЗК "О судах общей юрисдикции" судебные участки создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации, в соответствии с частью 5 данной статьи, определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ
Согласно пунктам 1-4 статьи 4 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.
Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что федеральное законодательство создание участков мировых судей связывает как с численностью населения в границах судебного участка, независимо от административно-территориального деления, так и не препятствует законодательному органу субъекта Российской Федерации определять количество судебных участков в границах судебного района, который, согласно статье 32 Федерального конституционного закона N 1-ФЗК от 7 февраля 2011 года "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", соответствует административно-территориальной единице субъекта Российской Федерации.
Такой подход в полной мере находит свое отражение в пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", где в качестве критерия образования судебного участка определена численность населения в административно-территориальной единице (менее 15 тысяч человек).
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" принят Федеральный закон от 29.12.1999 N 218 "Об общем количестве мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", которым установлено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Республике Татарстан - 182.
Законом Республики Татарстан от 31.05.2000 N 177 "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Татарстан" в районах и городах республиканского значения Республики Татарстан, в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, создано 182 судебных участка и утверждено соответствующее им количество должностей мировых судей, в том числе 2 в Нурлатском районе и городе Нурлат Республики Татарстан.
Этим же Законом закреплено, что судебные участки мировых судей устанавливаются и изменяются законами Республики Татарстан, исходя из расчета численности населения на судебном участке (статья 2 Закона).
Таким образом, оспариваемым законом не могло быть установлено иное количество судебных участков, чем это предписано вышеуказанными законодательными актами республики, поскольку определение количества участков не является предметом регулирования данного закона.
Кроме того, суд считает, что установление Законом РТ границ иного количества судебных участков без изменения их общего количества и количества должностей мировых судей входило бы в противоречие с Законом Республики Татарстан от 31.05.2000 N 177 "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Татарстан", что, в свою очередь, лишило бы граждан, проживающих на территории данного судебного участка, права на рассмотрение их дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Утверждение же границ двух судебных участков, не охватывающих всю территорию муниципального образования, также неизбежно приведет к нарушению конституционных прав жителей неохваченной территории на судебную защиту.
Прокурором не учитывается и то обстоятельство, что численность населения в рамках конкретного судебного участка не является величиной постоянной и в силу объективных демографических причин подвержена изменениям, в том числе и в сторону увеличения. В связи с этим, не исключена ситуация при которой в определенный момент численность населения в конкретном судебном участке будет превышать установленные законом пределы, что, по мнению суда, не может свидетельствовать о незаконности нормативного правового акта, установившего границы этого судебного участка. Иное приведет к уязвимости судебных актов, принятых с указанного момента, упразднению судебных участков, приостановке деятельности мировых судей в этих районах, нарушению процессуальных сроков рассмотрения дел, непрерывности осуществления правосудия мировым судьей.
То обстоятельство, что на федеральном уровне эти вопросы не урегулированы, не может служить основанием для лишения граждан конституционного права на судебную защиту.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что Закон Республики Татарстан от 31.12.2010 N 108-ЗРТ "О границах судебных участков мировых судей Республики Татарстан по Нурлатскому району и городу Нурлату Республики Татарстан" не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан от 31.12.2010 N 108-ЗРТ "О границах судебных участков мировых судей Республики Татарстан по Нурлатскому району и городу Нурлату Республики Татарстан", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья |
Р.Ф. Гафаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отказано в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Закона РТ от 31 декабря 2010 г. N 108-ЗРТ "О границах судебных участков мировых судей Республики Татарстан по Нурлатскому району и городу Нурлату Республики Татарстан".
Федеральным законодательством установлено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в республике - 182.
Законом РТ от 31 мая 2000 г. N 177 в районах и городах республиканского значения создано 182 судебных участка и утверждено соответствующее им количество должностей мировых судей, в том числе 2 в Нурлатском районе и городе Нурлат.
Этим же Законом закреплено, что судебные участки мировых судей устанавливаются и изменяются законами республики, исходя из расчета численности населения на судебном участке.
Таким образом, оспариваемым Законом не могло быть установлено иное количество судебных участков, чем это предписано Законом N 177, поскольку определение количества участков не является предметом регулирования данного Закона.
Кроме того, установление границ иного количества судебных участков без изменения их общего количества и количества должностей мировых судей входило бы в противоречие с Законом N 177, что лишило бы граждан, проживающих на территории данного судебного участка, права на рассмотрение их дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2011 г. N 11-Г11-24 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда РТ от 30 мая 2011 г. N 3-13/2011
Настоящее решение вступило в законную силу 3 августа 2011 г.
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2011 г. N 11-Г11-24 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения